Стадии формирования комaнд по Брюсу Такмену
Представляем вашему вниманию вольный перевод статьи, опубликованной на Википедии, посвященной теории формирования комaнд.
Как сказано в статье, знание этой концепции очень полезно всем участникам комaнды, а ведь все мы в той или иной роли участвуем в комaнде. Брюс Такмен предложил свою теорию в 1965 году. Он выделил четыре стадии развития групп: формирующую, конфликтную, нормирующую и исполнительную.
Брюс считал, что эти четыре фазы обязательны и неизменны в случае, если группа людей должна вместе расти, развиваться, решать проблемы, находить лучшие решения, слаженно и результативно работать. Эта теория легла в основу многих более поздних других концепций.
Что ещё можно почитать по теме:
- Как создать крутую комaнду фрилансеров.
- Как обучать комaнду по методу 70:20:10.
- Как построить сильную комaнду и не сойти с ума.
Forming — формирующая стадия
На этом этапе формируется комaнда.
Каждый хочет, чтобы его поведение было принято другими в группе и намеренно избегает разногласий и конфликтов. Чувства и другие личные переживания избегаются, и люди фокусируются на выполнении рутинных задач. В это время решаются организационные задачи: кто что делает, когда лучше проводить встречи и т.д. Каждый участник накапливает информацию и впечатления — о друг друге, о масштабе задач, методах их решения и многом другом. На этом уровне комфортно быть, но то, что конфликты и всяческие угрозы избегаются, говорит о том, что ничего по сути важного не происходит.
Члeны комaнды встречаются, изучают возможности и требования, затем соглашаются с общими целями и начинают их добиваться. Участники группы стараются держаться довольно независимо. Они могут быть мотивированы, но обычно они не информированы обо всех делах и целях комaнды. Все придерживаются своего лучшего поведения, но очень сфокусированы на самих себе. Зрелые члeны комaнды (к примеру, стоявшие у истоков) начинают моделировать соответствующее поведение. На этом уровне руководящие лица должны быть направляющими в целях комaнды. Этот период важен потому, что участники узнают друг друга, обмениваются некоторой личной информацией и вполне могут подружиться друг с другом. Также это отличная возможность увидеть, как каждый члeн комaнды работает в одиночку и как справляется с нагрузками.
Storming — конфликтная (бушующая) стадия
Каждая группа выходит на следующий уровень, когда участники выносят на обсуждение различные идеи.
Участники группы обсуждают важные вопросы — к примеру, задачи, которые перед ними поставлены, как они будут функционировать отдельно и вместе, и о том, какую модель лидерства они примут. Участники открыты друг к другу и затевают конфронтации касательно идей и перспектив.
В некоторых случаях этот уровень быстро сменяется следующим. В других же — комaнды так и остаются на нем. Зрелость некоторых члeнов комaнды обычно определяет готова ли комaнда двигаться дальше. Некоторые члeны комaнды будут фокусироваться на мелочах, чтобы избегать более серьезных вопросов. Этот уровень необходим для роста комaнды. Он может быть продолжительным, неприятным и даже болезненным для члeнов комaнды, которые неохотно идут на конфликт. Толерантность каждого и то, насколько все участники разные, должны быть акцентированы. Без терпения и толерантности комaнда не сложится.
Эта фаза развития может стать деструктивной для комaнды и снизить мотивацию участников. Некоторые комaнды не будут развиваться дальше этого уровня, но если группа переживет эту стадию, она перейдет на следующую — нормирующую стадию, когда достигается согласие относительно ролей, статуса, норм и организационных процедур («когда происходит нечто, мы делаем то-то»).
На этом этапе лидеры комaнды должны помогать участникам улаживать споры и конфликты и оставаться направляющими в целях компании и профессиональном поведении. Если конфликт пресечь, это может привести к его скрытому течению, что в конечном итоге разрушит процесс становления комaнды. Члeны комaнды позже примут друг друга с учетом достоинств и недостатков и это позволит взаимодействовать им более комфортно. В идеале они не будут чувствовать, что их осуждают, и будут и дальше делиться своими мнениями и взглядами.
Norming — нормирующая стадия
На этом уровне комaнда приходит к тому, что выбирается общая цель и создается общий план для комaнды. Некоторым придется отказаться от своих собственных идей и согласиться с другими участниками, чтобы действовать комaндно.
Все участники группы берут на себя ответственность, амбициозны, готовы работать для достижения целей комaнды. Все легко идут на компромисс, конфликтность и враждебность в комaнде уменьшаются, возникает сплоченность.
Performing — исполнительная стадия
На этом уровне комaнды могут функционировать как одно целое, так как они находят методы сделать работу гладко и эффективно без неуместных конфронтаций или без внешнего контроля.
Участники группы в этой фазе мотивированы и хорошо осведомлены. Они компетентны, автономны и могут принимать решения. Разногласия могут возникнуть и быть вполне допустимыми, пока они приемлемы для комaнды. Лидеры в этой фазе всегда участливы, их миссия — оценивать эффективность работы комaнды, предоставлять обратную связь, согласовывать личные устремления участников с целями комaнды, способствовать сплочению действующих лиц. Даже самые высокоэффективные комaнды при определенных обстоятельствах могут временно вернуться к более ранним ступеням развития.
Многие комaнды проходят эти циклы становления множество раз, так как они реагируют на изменяющиеся обстоятельства. К примеру, смена лидера может вернуть комaнду на второй уровень, как и появление новых участников в комaнде, которым нужно понять уклад и динамику комaнды. В 1977 году Такмен в соавторстве с Мэри Энн Дженсен добавил в эту теорию пятую стадию: стадию перемены или расставания [adjourning]. Этот этап символизирует реализацию поставленных задач, достижение общих целей, а потому и спад активности группы, стадию «прерывания комaндной работы».
Участники испытывают потребность расстаться друг с другом. Лидеры комaнды должны подводить итоги работы и поощрять участников к тому, чтобы они в дальнейшем не теряли связи друг с другом. Также возможен вариант постановки новых целей и задач.
Истории бизнеса и полезные фишкиКомментарии:
Итоги одной из наших первых онлайн рекламных кампаний в Play...
19 03 2023 19:23:50
Прежде чем использовать феминитивы в коммуникации со своими клиентами и сотрудниками, убедитесь, что им это нужно и важно. Впрочем, ждите негатива при любом раскладе. Что с ним делать? Рассказываем....
18 03 2023 14:38:49
Гарантии результата в SEO: миф или реальность. Спрос рождает предложение, поэтому не удивительно, что существует большое количество SEO-студий. Сразу возникает резонный вопрос, как могут существовать те компании, которые не дают гарантии вообще?...
17 03 2023 11:48:24
Иконки отличаются между собой размером, формой, весом, количеством оттенков и объемом. Наиболее популярными считаются векторные пиктограммы...
16 03 2023 13:44:48
Как снизить цену за привлечение клиента на 50%, развивая только кампании для пользователей десктопов....
15 03 2023 4:45:32
Что делать, если нет четкой модели оценки эффективности контекстной рекламы?...
14 03 2023 19:24:49
Часто руководители, которые прекрасно справляются с работой в мирное время, в период войны перестают быть эффективными. У них нет навыков кризис-менеджмента. Чтобы удержать ситуацию на плаву, кризис-менеджером должен стать главный руководитель компании....
13 03 2023 15:11:25
Отслеживаем пропущенные, анализируем входящие и делаем выводы о том, как организовать работу менеджеров....
12 03 2023 0:15:57
Список минус-слов для Google Рекламы для B2B сайтов....
11 03 2023 10:12:33
К чему стоит относиться с особенным вниманием при отправке рассылок. Грамматические ошибки, тема, прехедер и другие стратегически важные составляющие письма. Узнать больше!...
10 03 2023 21:28:56
За что, по мнению рекламодателей, готовы платить пользователи в России и Украине? Рейтинг самых дорогих ключевых слов Google Рекламы по версии Serpstat....
09 03 2023 19:49:23
Казахстанские реалии: данные по более 1 млн кликов в 23 тематиках и 15 городах....
08 03 2023 21:39:59
Как написать годный кейс и победить страх чистого листа...
07 03 2023 2:51:34
Что такое контекстная реклама? Настраиваем рекламу в поиске Google...
06 03 2023 23:27:11
Рассказываем о приемах, которые помогут вам заинтересовать читателей рассылки....
05 03 2023 22:18:46
Главные вопросы при запуске и настройке любых кампаний: «чего я хочу достичь?», «помогает ли текущая кампания достичь желаемых результатов?», «влияет ли кампания на эффективность других кампаний и источников?». Узнать больше....
04 03 2023 22:55:50
Рассказываем, как обменять свои деньги на действительно полезные знания....
03 03 2023 14:44:53
Мы решили определить и раскрыть самые популярные вопросы по работе нового алгоритма Google Колибри...
02 03 2023 7:44:41
Эффективность рекламы в поиске падает, но растут YouTube, контекстно-медийная сеть и другие платформы...
01 03 2023 21:18:15
Кейс: новинки в продвижении рекламы интернет-магазина в контекстно-медийной сети Google...
28 02 2023 3:19:41
Как отслеживать эффективность мобильного приложения в онлайн-режиме....
27 02 2023 13:48:47
Думаете, что почитать об онлайн-продвижении и диджитал-маркетинге? Вам сюда. Мы собрали топ интересных сайтов, блогов, каналов и пабликов...
26 02 2023 12:33:45
Как достучаться до сердца блогера, или Автору звонят дважды...
25 02 2023 14:18:59
В течение месяца нам удалось наладить рассылку с новой платформы....
24 02 2023 14:18:59
Ежегодный прирост рынка фриланса в Украине составляет в среднем 35%. В прошлом году зарегистрировано более 200 тысяч проектов на общую сумму 385 млн гривен....
23 02 2023 14:18:33
Не стучитесь к Алексею на ФБ с предложением что-то придумать для бренда. У Ломоносова целый тред таких непрочитанных сообщений. Узнать больше....
22 02 2023 16:19:31
Директ Коммaндер от Яндекса позволяет легко работать с большими кампаниями...
21 02 2023 19:48:24
Email-маркетинг — хороший полицейский, спам — плохой....
20 02 2023 5:20:13
Полезный и развлекательный контент для всех, кто работает в IT, интернет-маркетинге, интересуется фишками тайм-менеджмента, учится управлять комaндой и собой....
19 02 2023 2:10:43
Как тратить на ставки меньше денег и почему вырастает цена за клик, а также о том, как ее сделать ниже. Плюс список факторов, которые влияют на ставку для первой страницы для ключевого слова...
18 02 2023 21:48:25
Кейс — поисковое продвижение блога в нише юридических услуг. Как увеличить количество читателей из поисковых систем и трафик на страницы услуг....
17 02 2023 16:27:24
16 02 2023 6:50:36
Мария Гoлyб устала отвечать на вопрос «Какие преимущества PPC-отдела в Netpeak?» и решила написать об этом пост....
15 02 2023 10:50:59
Как найти, нарастить и проанализировать ссылочную массу...
14 02 2023 11:53:28
1 — меняй работу внутри работы, 2 — выбери то, что нравится больше всего и старайся делать это чаще, 3 — придумай себе развлечения. Подробности — в посте. Читать дальше....
13 02 2023 22:36:59
Влияет ли значение показателя отказов на ранжирование сайта в поисковых системах и стоит ли переживать из-за высоких показателей отказов? Узнать больше....
12 02 2023 3:50:50
Благодаря сервисам оплаты частями у покупателей появляется возможность покупать товары и услуги по выгодным ценам. А у бизнеса — увеличивать объем продаж....
11 02 2023 15:33:58
Проверка позиций: бесценный онлайн софт для SEO-специалистов :)...
10 02 2023 19:20:14
Работаете со скриптами R регулярно? Потратьте десять минут на настройку автозапуска и избавьтесь от необходимости активировать R-скрипты вручную...
09 02 2023 14:34:18
Тонкости настройки предпраздничной рекламной промо кампании на примере Citrus.ua....
08 02 2023 13:25:30
Как за полгода обновить корпоративный блог, зачем это может быть нужно. О том, как начинали с сегментации, внедряли SEO-рекомендации, оптимизировали ЧПУ, трaнcлитерацию, пагинацию и структуру блога вплоть до конкретной работы со статьями, рейтингами и их страницами...
07 02 2023 5:46:46
Как найти и быстро исправить причины падения трафика? Совет номер один — не паниковать....
06 02 2023 23:33:53
Как внедрить Business Intelligence для малого и среднего бизнеса....
05 02 2023 17:15:45
Как решить все задачи и не изобретать велосипед. Мы оторвались от отчетов в Google ***ytics и Яндекс.Метрике и посмотрели в сторону менее популярных инструментов для веб-аналитики. Узнайте больше!...
04 02 2023 19:52:50
Один из самых известных отчетов в Google ***ytics «Аудитория/Обзор». Но кроме него есть еще несколько, которые будут весьма полезны для вашего блога. Какие именно, читайте дальше....
03 02 2023 14:12:50
Тематический кейс в нише «Фотография и аксессуары»: проделанные работы и полученные результаты...
02 02 2023 9:19:31
Данные, приведенные в исследовании, помогут в составлении медиапланов по продвижению в интернете. Понимания стоимость конверсии и необходимое количество конверсий, вы можете прогнозировать, сколько денег на рекламу нужно выделить....
01 02 2023 3:19:47
Что нужно знать о целевой аудитории, как грамотно воровать у других и что нужно сделать, чтобы настроить идеальную рекламную кампанию....
31 01 2023 8:58:22
Конференцию eCommerce будет развивать комaнда Octopus Events...
30 01 2023 10:36:35
Адвент-календарь, конкурсы и викторины, праздничные линейки товаров, подборки подарков для родных и близких, опросы, тесты и другие интересности. Используйте, если нужны идеи и вдохновение....
29 01 2023 14:55:24
Еще:
понять и запомнить -1 :: понять и запомнить -2 :: понять и запомнить -3 :: понять и запомнить -4 :: понять и запомнить -5 :: понять и запомнить -6 :: понять и запомнить -7 ::