Второй мозг — гайд по системе умных заметок Zettelkasten. Первая часть
За день в голове человека проносится шесть тысяч мыслей. Некоторые очень ценные, их хочется зафиксировать. Недаром говорят, что идея «приходит» — это довольно спонтанный процесс.
Как и многие люди, я делаю заметки в телефоне, чтобы не упустить мысль и позже к ней вернуться. Правда, ранее мои заметки часто оставались пылиться в цифровом архиве и не приносили никакой пользы. Я пробовал использовать папки и теги в Evernote, но это было не очень эффективно.
Недавно мне попалась книга Зонке Аренса «Как делать полезные заметки», которая описывает принципиально другой метод ведения заметок под названием Zettelkasten. Углубившись в тему, я начал постепенно внедрять этот метод в свою жизнь. Чтение книг, прослушивание подкастов и просто общение с разными людьми порождают новые мысли. Все они теперь особым образом фиксируются в единой системе и постепенно превращаются в мой второй внешний мозг.
Что такое Zettelkasten
Этот метод ведения заметок описал немецкий социолог Никлас Луман еще в 80-е годы. Сам Луман за жизнь сделал около 90 тысяч рукописных заметок на небольших бумажных карточках, которые он складывал вот в такой ящик:
Zettelkasten Лумана в университете г. Билефельд. Фото emvi.com
Собственно, Zettelkasten и переводится с немецкого как «ящик для заметок». Обратите внимание, что на выдвижных ячейках нет ни алфавитного показчика, ни вообще каких-либо пометок. Карточки внутри маркировались особым способом, который позволял быстро находить нужную информацию. Луман утверждал, что Zettelkasten стал его вторым мозгом и значительно помог в научном труде. Ученый написал около 50 книг и 550 статей, поэтому помощник оказался довольно эффективным.
В чем уникальность метода Zettelkasten
Короткий ответ: в связях между заметками для генерации новых идей. Это очень похоже на наш мозг, который хранит данные не в виде аккуратных папок с файлами, а в виде сложной системы единиц информации, причудливым образом связанных между собой. Это можно проиллюстрировать так:
Скриншот из программы Obsidian, к которой мы еще вернемся во второй части статьи
Когда Никлас Луман писал новую заметку, то сразу делал на карточке отметку, указывающую на ее связь с одной или несколькими другими карточками в ящике. Чем больше связей, тем лучше. Со временем одна и та же карточка всплывает в совершенно разных контекстах, что делает ее еще более ценной.
Давайте рассмотрим пример.
Допустим, я читаю книгу о «Титанике» и узнаю интересный факт, что офицер, у которого были ключи от шкафа с биноклями, сошел с корабля на первой остановке и случайно унес ключи с собой. Руководство не пожелало вскрывать замок, и смотровые на вышке полагались только на собственное зрение. Позже один из них, кому удалось выжить, признал, что, имея бинокли, столкновения с айсбергом можно было избежать.
Я пишу заметку своими словами (это важно для запоминания), указываю литературный источник и присваиваю заметке заголовок «Случайность. Бинокли». Пока все легко, да?
Затем из другой книги я узнаю, что ученые, которые открыли ДНК, на самом деле искали лекарство от paка. Они оформляли заявку на грант, где подробно описывали свои достижения. Это их и натолкнуло на дальнейшую разработку.
Новая заметка, ссылка на источник и заголовок «Случайность ДНК». Мой мозг волшебным образом вспоминает, что нечто подобное он уже обpaбатывал, я быстро нахожу заметку про бинокли и соединяю их.
Казалось бы, где «Титаник», а где ДНК — темы совершенно разные. Но в моем случае они объединены контекстом случайности, которая может вылиться как в положительный, так и в печальный результат. Уже этих двух залинкованных между собой заметок достаточно для черновика поста в Facebook или Telegram-канал. Нассим Талеб расписал ровно эту же идею в нескольких книгах на сотни страниц.
Кому пригодится Zettelkasten
Никлас Луман был ученым и использовал свой метод для написания научных трудов. Зонке Аренс, автор книги «Как делать полезные заметки», преподает в университете. Получается, Zettelkasten нужен только заумным «ботаникам»? Вовсе нет!
Я уверен, что этот метод ведения заметок пригодится каждому, кто изучает какую-либо тему и хочет развить собственное мышление и понимание. Ведь вся идея Zettelkasten заключается не в сборе архива заметок, а в легком синтезировании новых идей на их основе.
Аренс пишет, что «письмо и есть мышление», поэтому читать книги нужно с ручкой в руке. Так чтение превращается в увлекательную игру: находить единицы смысла, записывать их своими словами в отдельных заметках, а затем объединять с другими мыслями, расширяя границы познания мира. Эту статью я в первую очередь написал для собственного более глубокого понимания Zettelkasten. Надеюсь, и вам она будет полезной.
Второй мозг — гайд по системе умных заметок Zettelkasten. Вторая часть Во второй части гайда я рассказал,
Комментарии:
Инструкция о том, как создать новую кампанию в Bing Ads или импортировать существующую из Google Рекламы? Как добавить способ оплаты? Читайте о первых шагах настройки рекламы в Bing...
23 05 2025 14:52:43
Рынок мобильных приложений и его глобальные тренды из исследования App Annie...
22 05 2025 21:48:19
Сделать «на вчера», «внезапно», протестировать все варианты. Стоп! Остановитесь и выдохните. Be slow...
21 05 2025 21:37:37
Создатель студии рисованных видео Денис Довгаль — о тактике видеомаркетинга и жизни в стиле «цифровых кочевников»....
20 05 2025 14:52:41
Комaнда Serpstat проанализировала стратегии продвижения лидеров ниши онлайн-образования. Читайте о главных инсайтах в посте....
19 05 2025 16:44:33
Экс-CEO, а теперь просто сотрудник и «волшебник страны Moz» Рэнд Фишкин поделился с читателями блога рассказом о своем видении будущего SEO, перспективах анонимизации сети и причудах американских клиентов....
18 05 2025 5:24:25
17 05 2025 11:36:34
Зачем внедрять BI-решение для бизнеса, какие функции отдел может решить с помощью автоматизации? Кейс Netpeak....
16 05 2025 13:34:16
Денис Бигус, Bihus.info: с 13 до 457 000 подписчиков на YouTube за четыре года....
15 05 2025 14:29:16
Часто трафик проседает из-за удаления важных страниц или изменения URL-адресов. Анализ данных веб-архива позволит сохранить или восстановить посещаемость...
14 05 2025 19:17:42
Часто копирайтеры пишут для поисковых роботов, не заботясь о качестве контента и читабельности. Рассмотрим метрики для оценки ридабилити....
13 05 2025 23:26:20
Помогают ли комментарии повысить эффективность рекламных постов? Единственный способ выяснить наверняка — провести A/B-тестирование в Facebook. Спойлер: тональность комментария также имеет значение в Facebook...
12 05 2025 11:54:40
Анализ содержимого сайта показывает: Url разные, а контент страниц одинаковый. Думаете, ничего страшного? Но одинаковый контент может попасть под фильтры поисковых систем. Чтобы этого не произошло, надо знать, как избавляться от внутренних дублей...
11 05 2025 15:32:59
С помощью этой шпаргалки вы легко распределите акценты и начнете последовательно внедрять маркетинговую стратегию по продвижению мобильного приложения...
10 05 2025 0:14:54
Chrome Extensions экономят время тех, кто продвигает мобильные приложения...
09 05 2025 19:48:19
Отмена видео-сниппетов в выдаче Google, удаление страницы с тегами и инструмента подсказки ключевых слов в YouTube — все события последних месяцев свидетельствуют: Google всерьёз взялся за видеохостинги и решил изменить правила игры для видеомаркетинга в...
08 05 2025 12:29:38
Красивый слог и сюжет должны быть в интеpaктивной оболочке, соответствующей времени. Проект Gutenbergz идет к созданию именно такой — идеальной истории для людей XXI века. О пути к этой цели, топе App Store и успехе на Kickstarter мы поговорили с руководи...
07 05 2025 8:51:16
Хороший пост с примерами продающих «Белых книг»....
06 05 2025 0:53:47
Клиентоориентированный бизнес должен знать, чего хотят покупатели. И лучше понять это еще на этапе идеи. Как — читайте чек-лист от Влада Ноздрачева....
05 05 2025 15:17:26
Пользователи могут смотреть вирусные ролики без единого слова...
04 05 2025 13:14:51
Дайджест-путеводитель по серии постов о работе с редакторами электронных таблиц для PPC-специалистов....
03 05 2025 19:52:46
Распространенные ошибки продвижения B2B-компаний + стратегии того, как наращивать число активных подписчиков и потенциальных клиентов....
02 05 2025 0:33:57
Работа с умными рекламными кампаниями с оплатой за конверсии в контекстно-медийной сети. Особенности настройки и оптимизации в кейсе продвижения недвижимости. Узнать больше!...
01 05 2025 20:23:34
95% заполняемости коливингов для сервиса аренды жилья....
30 04 2025 18:52:20
Если маркетер хочет привлечь к бренд-контенту дополнительное внимание, стоит воспользоваться опцией Promote post....
29 04 2025 5:28:14
Кейс: контент-маркетинг сервиса в США, или как SerpStat покорил англоязычный мир...
28 04 2025 4:22:46
Понятный алгоритм анализа поисковых запросов с экономией времени на чистку по специальному шаблону модерации...
27 04 2025 11:16:46
Почему контент-план — не тетка, или о том, в какой последовательности выкладывать статьи...
26 04 2025 11:54:22
Публикуем тему с закрытого аналитического форума Netpeak про «звездочки» как инструмент оценки релевантности контента....
25 04 2025 11:31:53
Как мы создаем BI-решение для департамента поискового продвижения — первые шаги...
24 04 2025 9:23:44
Свежесть и актуальность контента — главные уроки из Google December 2020 Core Update. Почему — читайте в статье....
23 04 2025 1:59:25
Скрипт для распределения бюджета на отстающую семантику, чтобы получать больше трафика по меньшей цене...
22 04 2025 0:26:41
Быстрые ссылки и другие советы на тему того, как эффективно работать в Директ Коммaндере....
21 04 2025 20:46:45
Как снизить стоимость лидов путём использования новых технологий...
20 04 2025 3:26:58
Рассказываем, как обменять свои деньги на действительно полезные знания....
19 04 2025 6:30:33
Как посты и ролики Reels становятся первыми в ленте, сториз, попадают в рекомендации. Instagram впервые напрямую рассказали о том, как оценивают контент....
18 04 2025 1:11:25
10 базовых правил оформления онлайн-таблиц. Оформление — основа таблицы. Как работать со столбцами и ячейками, комментариями и примечаниями, делать корректные цветовые выделения. Читайте далее....
17 04 2025 18:14:30
Полем битвы стала тематика кроваток, игрушек и прочих детских товаров, основным оружием в бою — контекстная реклама....
16 04 2025 20:54:18
Мы собрали топ обидных промахов в сборе семантики, влияющих на качество и эффективность продвижения проекта...
15 04 2025 12:26:16
Как настроить отправку писем с помощью языка R и как избежать подводных камней....
14 04 2025 0:46:35
Точность и полезность — главные фишки нашего сервиса для расчета показателя LTV (Customer Lifetime Value)....
13 04 2025 9:26:20
5 важных навыков для новичков в PPC: как учиться, чтобы стать экспертом; секреты тайм-менеджмента, мотивации; тонкости оптимизации рабочего процесса. Узнать больше!...
12 04 2025 20:44:47
На вопрос «как все успеть?» хочется ответить что-то вроде «никак». Особенно, если дело касается задач, связанных с творчеством. Но можно и не срывать дедлайны. Читать дальше....
11 04 2025 12:29:48
Каждый владелец знает, что залог успеха эффективного продвижения кампаний — качественная ежедневная оптимизация, а эксперименты — путь к новым горизонтам и еще более качественным результатам...
10 04 2025 13:19:12
Те самые проблемы, если бизнес пришел к вам за услугой, но ему не нужен маркетинг в интернете. Мнения экспертов интернет-маркетинга....
09 04 2025 10:10:40
88% времени в телефоне люди проводят в приложениях. Рассказываем, как их можно создавать без написания кода....
08 04 2025 2:21:41
Будь мобильным — заливай видео на Youtube с телефона...
07 04 2025 10:39:27
Голосуй за первых лиц маркетинга ecommerce-проектов Украины...
06 04 2025 1:58:56
Запускаем первую таргетированную рекламу. Мы составили инструкцию для начинающих таргетолов, а также для SMM-специалистов, которым регулярно нужно рекламировать товары и услуги. Читайте подробнее!...
05 04 2025 1:49:44
Мнение Сергея Петренко, CEO компании Odesseya....
04 04 2025 3:22:51
Еще:
понять и запомнить -1 :: понять и запомнить -2 :: понять и запомнить -3 :: понять и запомнить -4 :: понять и запомнить -5 :: понять и запомнить -6 :: понять и запомнить -7 ::