Как обучать комaнду по методу 70:20:10
Оправдывают ли себя инвестиции в обучение комaнды? Особенно остро этот вопрос чувствуют собственники бизнеса в кризисные времена. Сделал ли очередной онлайн-курс вашего сотрудника более продуктивным в выполнении задач и может обучение можно построить по-другому?
Предлагаю рассмотреть одну из альтернативных моделей обучения, представленную в виде пропорции 70:20:10. Она менее расточительна для бюджета, заточена под специфику конкретных бизнес-процессов и помогает сотрудникам осваивать только те навыки, которые необходимы им для решения нужных задач.
Корпоративное обучение: миллиарды долларов на ветер?
В сфере обучения сотрудников крутятся миллиарды долларов. Так только в США в 2019 году общие расходы на обучение (включая фонд заработной платы и расходы на сопутствующие продукты и услуги) составили $83 млрд. В среднем, на обучение одного сотрудника американцы тратят $1286 и 42 часа в год.
Прошедший ковидный год хоть и внёс свои коррективы (дистанционного обучения на 28% стало больше), но они почти не отразились на бюджетах. В 2020 году общие расходы на обучение в американских компаниях уменьшились лишь на $0,5 млрд. и составили $82,5 млрд. При этом время, отведённое одному сотруднику на обучение, выросло до 55,4 часов в год, а расходы на него сократились до $1111.
Общие расходы на обучение: все расходы, связанные с обучением за год, включая бюджеты на обучение, расходы на технологии и заработную плату сотрудников.
Заработная плата обучающего персонала: годовая заработная плата всей комaнды, привлечённой к обучению.
Внешние продукты и услуги: ежегодные расходы на внешних поставщиков и консультантов, включая все продукты, услуги, технологии, серийный и специальный контент, консультационные услуги.
Ласло Бок, вице-президент Google по HR, а теперь собственник стартапа Humu, считает, что большую часть этих денег и времени американские компании тратят впустую и приводит такие данные: «Опрос примерно 1500 руководителей из разных отраслей, регионов и компаний разного размера показывает, что каждая пятая организация ничего не делает для измерения эффективности обучения сотрудников. Из тех, кто это делает, только 13% рассчитывают возвратную прибыль. Неудивительно, что 2/3 сотрудников считают, что их программы обучения не способствуют повышению эффективности бизнеса».
Ласло Бок доказывает, что эффективность обучения зависит не от количества потраченных на это часов. Его успех в том, чтобы предоставить нужную информацию нужным людям в нужное время. Вместо того, чтобы тратить миллионы (или миллиарды) долларов на дорогостоящие учебные модули, компаниям стоит в первую очередь наладить обратную связь.
«Установите цели обучения и регулярно проверяйте успеваемость сотрудников, а если вы вкладываете средства в программы обучения, заранее определите критерии успеха»,— пишет Ласло.
В своей книге «Работа рулит!» одной из более подходящих для развития комaнды программой мистер Бок называет метод 70:20:10.
История происхождения пропорции 70:20:10
Авторство этого метода приписывают американскому психологу, доктору философии Моргану Макколу. Работая в 1980-х в Центре творческого лидерства психологом, он вывел пропорцию эффективного развития.
Морган Маккол считал, что любой учебный процесс будет эффективным, если львиную долю в нём займёт пpaктический опыт. Важен также обмен опытом, общение с коллегами. Поэтому он разделил учёбу на три части:
- пpaктика (знания, полученные на рабочем месте и закреплённые собственным опытом) — 70%;
- обсуждение (знания, полученные во время общения с более опытными коллегами) — 20%;
- теория (знания, полученные от учителей на уроках и из учебников) — 10%.
В 1996 году члeны комaнды Маккола — Майкл Ломбардо и Роберт Эйчингер — издали книгу «Исследование индивидуальных планов развития», где подробно описали метод 70:20:10. После чего он стал очень популярным. Его начали применять в разных сферах: для обучения в школах, институтах, в подготовке лидеров и даже для распределения финансов.
Так, в Google эту пропорцию в 2005-2011 годах использовали для управления инновациями:
- 70% ресурсов компания отводила на решение ключевых бизнес-задач;
- 20% — на проекты, не связанные с основной деятельностью (например, новостные приложения и карты) ;
- 10% — на вспомогательные программы вроде самодвижущихся автомобилей.
Такой подход Эрик Шмидт и Джонатан Розенберг подробно описали в книге «Как работает Google».
Многие крупные международные компании применяют пропорцию Моргана Маккола в корпоративном обучении до сих пор.
Например, компания Mars. В ней подход 70:20:10 используют не только для обучения линейных, но и топ-менеджеров. У каждого сотрудника есть годовой план развития, который он составляет и корректирует вместе с руководителем. А центр экспертизы Mars University создает возможности для обучения сотрудников и отвечает за методологию образовательного процесса.
Особенности применения 70:20:10 в корпоративном обучении
«Цель пpaктически любого обучения в бизнес-сфере — изменение поведения для повышения производительности», — пишет один из последователей теории Маккола Чарльз Дженнингс.
Он указывает на то, что организации принимают модель обучения 70:20:10 не только потому что расходы на формальное обучение высокие, но и потому что обучение должно происходить быстро, чего требует сам бизнес. Знания должны доходить точно в срок, чтобы специалисты могли быстро выполнить ту или иную задачу, стоящую перед ним.
По мнению Чарльза Дженнингса, наиболее важным аспектом в таком образовательном процессе является не столько мотивация обучаемого сотрудника, как мотивация его руководителя. Успех обучения обеспечивают такие факторы:
- настрой руководителя до начала обучения;
- настрой руководителя после завершения обучения;
- пpaктика после обучения.
Ценность модели 70:20:10 состоит в том, что она выводит обучение за пределы класса, перенося ее на рабочее место и в социальные сферы.
Рассмотрим подробно каждую из цифр пропорции Маккола. Генеральный директор компании Growth Engineering Джульетта Денни предлагает представить их в виде пирога. Давайте попробуем.
Основа — 70%
Это собственный опыт сотрудника, знания, которые он получает, выполняя пpaктические задания, совершая и исправляя свои ошибки или самостоятельно работая со справочными материалами. Это эмпирическое обучение через реальные ситуации на рабочем месте. Так сотрудник реализует на пpaктике все полученные знания и анализирует собственный опыт. Вместе с приобретенным опытом у него развивается навык самообучения.
К 70% пpaктического обучения относятся:
- выполнение рабочих заданий;
- увеличение количества обязанностей и их разнообразие;
- обучение кого-то ещё (лучше всего мы учимся, когда учим других) ;
- минимальные исследования;
- саморефлексия.
Начинка — 20%
Это так называемое социальное обучение, оно базируется на опыте других. Мы учимся в процессе обмена знаниями, наблюдая за поведением других и получая поддержку наставников.
Социальное обучение происходит, как правило, спонтанно. Оно не структурировано и развивается вместе с человеком. Он наблюдает, задает вопросы и получает на них ответы от коллег, друзей или тренеров.
20% складываются из:
- коучинга;
- менторства (наставничества) ;
- получения обратной связи;
- наблюдения;
- члeнства в профессиональных сообществах;
- профессиональных дискуссий.
Декор и вишенка — 10%
Это формальное обучение, которое является неотъемлемой частью любой стратегии развития. Она состоит из теории и фактов, которыми оперируют оба вида неформального обучения (70% + 20%). Полученные сотрудником теоретические знания дополняют и объясняют то, что он узнал во время пpaктической работы и социального взаимодействия.
10% обучения выглядят так:
- курсы;
- семинары;
- конференции;
- онлайн-обучение;
- высшее образование;
- самостоятельное обучение.
Здесь необходимо обратить внимание на то, что формальное и частично неформальное обучение могут проходить и в онлайн-формате, с использованием корпоративных чатов и групп, электронных обучающих систем, дополненной и виртуальной реальностей и даже гeймификации. Главное— придерживаться указанного соотношения. Иначе не будет результата.
Чарльз Дженнингс считает, что ничего не изменится, если инновационные средства обучения внедрить в традиционную структуру обучения. Потому что её суть сводится лишь к управлению и контролю.
Традиционному подходу, по мнению Дженнингса, не хватает гибкости: «Он не отвечает тем целям, которые ставит перед нами динамично развивающийся мир. 70:20:10 в теории и на пpaктике помогает выйти за рамки мышления, ориентированного на курсы и программы обучения. Стратегия обучения и развития 70:20:10 — отличная стартовая площадка для процесса изменений».
Денис Бердник, тренер по сервису и продажам, выделяет такие преимущества модели 70:20:10:
- обучаемый непрерывно видит позитивные и негативные примеры,
- сразу получает оценку своих действий, обратную связь и поддержку.
И такие особенности:
- Модель наиболее продуктивна в крупных корпорациях (Microsoft, Google, HP, Mars), где идеально выстроены и стандартизированы все процессы.
- Подразумевает невысокую критичность ошибок сотрудника во время обучения.
- Требует значительных временных и энергозатрат руководителя и наставника.
Ласло Бок в упомянутой выше книге «Работа рулит!» формулирует три правила организации процесса взаимообучения, без которого модель 70:20:10 не будет работать:
- Возьмите на вооружение четкий метод: разбейте занятия на небольшие простые части с четкой обратной связью и повторяйте их снова и снова.
- Пусть ваши лучшие сотрудники станут учителями.
- Вкладывайте средства только в такие курсы, где можно замерить изменения в поведении.
Нет правил, которые нельзя нарушать
Не стоит отметать другие соотношения между пpaктикой, теорией и социальным общением, если они приносят результат.
Например, в Сбербанке разработали и внедрили модель корпоративного обучения 60:20:20, где 60% обучения комaнда проходит на рабочем месте; 20% — в неформальном общении и ещё 20% отводится формальному обучению. Вот как они объясняют такое отклонение от «золотого правила»:
«Увеличение процентного соотношения формального обучения обосновано одновременно несколькими факторами. Во-первых, становятся очевидными несовершенство системы традиционного высшего образования и неспособность вузов поспевать за ускоряющимися изменениями рынков труда и требованиями компаний к пpaктическим навыкам выпускников. Во-вторых, в связи с цифровой трaнcформацией бизнеса обучение становится одним из ключевых факторов всех преобразований — бизнеса, операций, технологий и людей».
А Дэн Понтефpaкт, стратег в области лидерства и основатель Pontefract Group, в своей книге «Flat Army: Creating a Connected and Engaged Organisation» предложил распределить формальное, неформальное и социальное обучение поровну — 3х33,3.
Графика Дэна Понтефpaкта
Возможны и другие вариации. Например, если говорить об инновационных компаниях, модель 70:20:10 может принять такой вид: 40% — пpaктика, 55% — социальное обучение, 5% — формальное обучение. И, наоборот, в более регулируемых сферах, где важно строгое соответствие стандартам, реалистичной будет структура: 20% — пpaктика, 40% — социальное обучение и 40% — формальное обучение.
Главное, чтобы в обучении присутствовали все три компонента: теория, пpaктика и социальное общение.
А на пpaктике, как показал опрос американских компаний, упор делается на финансово затратное формальное обучение. Да, оно разнообразно, проходит, как офлайн с инструктором, так и в виртуальном классе. Но в нём полностью отсутствует обучение на рабочем месте, а социальному отводится чуть больше 3%:
И в ближайшем будущем глобальных изменений в этой структуре не предвидится. Заглядывая вперед, 12% опрошенных компаний после пандемии намерены вернуться к обычным объемам обучения в классах. 11% заявили, что сохранят дистанционное обучение, введенное во время пандемии, и создадут новые программы для офлайн. Еще 14% указали, что останутся на текущем курсе и сохранят дистанционное обучение, введенное во время пандемии. А большинство (54%) планируют вернуться к обучению в классах, сохранив при этом часть дистанционного обучения, введенного во время карантина. И лишь 9% не смогли дать точного ответа о своих будущих планах на обучение.
Запомнить
Метод обучения по пропорции 70:20:10 доказал свою эффективность во многих компаниях, которые его применяли и/или применяют до сих пор. Он выводит учебный процесс за пределы аудитории и смещает акцент с инструментов на корпоративную культуру. При этом получаемые знания становятся результатом взаимодействия сотрудника с коллегами и руководством. А расходы на внешних учителей и тренеров сокращаются.
Основные принципы модели 70:20:10, адаптированные под требования нашего времени:
- Большую часть обучения сотрудник проходит на рабочем месте под контролем своего руководителя. Learning by doing — ёмкий англоязычный термин, раскрывающий суть этого процесса.
- Достаточное место в обучении отведено социальному фактору— общению с более опытными коллегами и наставником. Подспорьем в этом процессе могут быть сообщества (комьюнити), созданные по профессиональным интересам.
- Теоретические знания формальны, то есть строго регламентированы и адаптированы под реальные бизнес-процессы. Их функция — дополнить и объяснить то, что сотрудник уже освоил на пpaктике.
- Можно менять соотношение частей, в зависимости от потребностей, целей и задач. Но все три формы обучения (пpaктика, социальное общение и формальное обучение) должны присутствовать.
- Современные технологии, обучающие платформы, креативные инновации только расширяют возможности обучения, делают его интересным и увлекательным.
- Поиск учителей внутри компании, среди сотрудников, повышает корпоративную культуру, сплачивает комaнду, раскрывает её потенциал.
- Главное в концепции — воспитание самостоятельности сотрудника в решениях и действиях.
Комментарии:
Дмитрий Шахов, Алексей Чекушин и другие эксперты поделились своим опытом решения сложных вопросов SEO на примере больших проектов....
21 09 2023 12:29:35
Делимся советами по оптимизации рассылок. Важны новые форматы писем, предварительное тестирование, смена тем письма, ярче CTA. Все это в сочетании с понятностью и искренностью не заставит ждать хороший CTR...
20 09 2023 6:58:54
Фишка, которую можно позволить себе даже когда портал продает всего несколько товаров или услуг...
19 09 2023 14:31:12
Лучшие идеи круглого стола о SEO с участием Тараса Гущи, Сергея Карпенко, Алексея Чекушина, Дмитрия Шахова и других экспертов...
18 09 2023 7:36:16
Анализ данных о 7,6 миллионах поисковых запросов в французском Google...
17 09 2023 5:22:22
Анализируя поведение аудитории, вы сможете понять, почему клиенты приходят на сайт, почему уходят, и почему не делают заказы....
16 09 2023 3:42:40
Быстрые ссылки и другие советы на тему того, как эффективно работать в Директ Коммaндере....
15 09 2023 22:59:53
Как стать востребованным сео оптимизатором: 35+ ссылок для обучения и совершенствования своих знаний, а также советы...
14 09 2023 3:52:13
Создаем фид с помощью выгрузки товаров в формате yml и специального скрипта, который сделает всю (почти) грязную работу за вас....
13 09 2023 18:14:24
Бизнесу следует позаботиться о том, чтобы представить отзывы на всех площадках (как минимум на тех, которые есть на трех страницах выдачи), где только может искать информацию пользователь. Узнать больше!...
12 09 2023 8:36:49
Комaнда Serpstat проанализировала стратегии продвижения лидеров ниши онлайн-образования. Читайте о главных инсайтах в посте....
11 09 2023 1:51:42
В арсенале Google Рекламы есть очень ценный инструмент — отслеживание конверсий....
10 09 2023 21:40:18
Образец чек-листа по созданию форм заказа на сайте интернет-магазина...
09 09 2023 18:49:57
General Data Protection Regulation (GDPR): ответы на вопросы....
08 09 2023 15:19:48
Кейс по росту органического трафика на сайте интернет-магазина на платформе Summer Cart....
07 09 2023 2:31:23
Чем работа веб-студий отличается от конструкторов сайтов, как выбрать веб-студию и пять базовых понятий, которые должен знать каждый, кто решил создать сайт....
06 09 2023 17:18:12
Есть офлайн-точка продаж и нужно привлечь сюда больше клиентов. Что делать? Настраиваем локальные кампании. Показываем и рассказываем, как это делать....
05 09 2023 23:17:19
Руководство к действию от основателя Netpeak Group....
04 09 2023 8:51:49
Опыт сотрудника отдела маркетинга Netpeak. Дочке Маше — 10 лет, сыну Егору — почти 4 года. Мы по-прежнему не очень продуктивны в таких условиях, но все же накопили больше опыта, чем те люди, которые сейчас внезапно столкнулись с удаленной работой...
03 09 2023 14:20:45
Стоит ли торопиться с переходом на новый формат объявлений? Эксперимент PPC-специалистов агентства Netpeak....
02 09 2023 19:43:25
Совет Константина Леоновича (Sape.ru), 4 наших + 2 бонусных...
01 09 2023 6:12:51
Зная стоимость клика в вашей тематике или регионе, коэффициент конверсии на сайте, вы можете оценить объем необходимых в рекламу инвестиций и прогнозировать стоимость конверсии. Узнать больше!...
31 08 2023 10:16:58
О том, как рассчитать коэффициент ROI (ROMI) для выявления эффективности и прибыльности рекламных кампаний...
30 08 2023 23:58:20
Достаточно настроить соответствующим способом триггеры и теги. Мануал здесь....
29 08 2023 17:37:49
7 советов для оптимизации вашего профиля в Google Мой Бизнес....
28 08 2023 8:22:18
Низкочастотные, низкоконкурентные, Long Tail и другие термины, которые нужно знать и понимать....
27 08 2023 6:52:43
Если маркетер хочет привлечь к бренд-контенту дополнительное внимание, стоит воспользоваться опцией Promote post....
26 08 2023 11:35:48
Google Adwords: типы рекламных кампаний и объявлений, тонкостях настройки... Все, о чем вы боялись спросить... Или не боялись, а просто не знали, о чем спрашивать....
24 08 2023 9:12:36
Через тернии к кейсу. SEO-продвижение интернет-магазина отопительного оборудования с оплатой за трафик...
23 08 2023 10:16:18
зеркальные нейроны и сознание. как они влияют на наше поведение?...
22 08 2023 4:59:28
Как упростить знакомство клиента с компанией, продуктом или услугами....
21 08 2023 17:27:33
Насколько классно продается женская одежда в интернете....
20 08 2023 14:42:21
Быстрый инструмент для повышения CTR — дополнительные ссылки Google Рекламы...
19 08 2023 15:12:55
Подробная инструкция по интеграции с облачной базой данных и сравнение BI-платформ....
18 08 2023 19:27:33
Представляем Netpeak Journal — новый этап развития блога Netpeak...
17 08 2023 12:46:13
Тренды, рекомендации, уроки, инструкции, а также вакансии, идеи, кейсы и всё, что поможет оставаться в теме, находить интересные проекты и вдохновляться. Читать дальше....
16 08 2023 5:33:51
Одесса. Конференция «Контекстная реклама 2013». Самые полезные настройки рекламной кампании....
15 08 2023 3:24:18
Понятные людям и роботам URL. Это уникальный набор символов, который дает возможность идентифицировать всевозможные ресурсы в интернете (страницы сайтов, файлы, изображения, видео и так далее). Чтобы узнать больше, читайте далее!...
14 08 2023 23:22:27
Настройка аналитики для пустого поиска, а также поиска по методам GET и POST...
13 08 2023 11:33:32
О работе, креативности, мотивации и многом другом....
12 08 2023 18:42:16
Какой контент публиковать в Instagram, зачем ставить хештеги, какие активности интересны пользователям инсты, как ведут свой Инстаграм топовые бренды. Узнать больше!...
11 08 2023 4:42:29
Как автоматизировать рутину в Google Таблицах с помощью Google Apps Script...
10 08 2023 8:56:28
Как создать популярный и удобный магазин в интернете, какой должна быть его раскрутка и многое другое, прозвучавшее на круглом столе 8P 2017...
09 08 2023 20:16:26
Список курсов, книг, каналов и пабликов для работы с данными...
08 08 2023 21:19:24
Пожар в дата-центре, неудачные обновления и то самое падение Facebook....
07 08 2023 22:15:51
Правильное распределение кодов ответов сервера позволяет поисковым системам экономить ресурсы на работу с сайтом. Поисковые роботы будут получать только необходимую информацию...
06 08 2023 14:28:57
Как Blizzard реализует тимбилдинг, мотивирует сотрудников и превращает офис в музей...
05 08 2023 3:54:33
Чтобы создавать удобные отчеты, импортируйте данные из Яндекс.Директ в Microsoft Power BI с помощью язык R...
04 08 2023 4:43:27
Как с помощью элементов микро UX в дизайне сделать сайт интернет-магазина незабываемым...
03 08 2023 0:25:55
Еще:
понять и запомнить -1 :: понять и запомнить -2 :: понять и запомнить -3 :: понять и запомнить -4 :: понять и запомнить -5 :: понять и запомнить -6 :: понять и запомнить -7 ::