Какую роль играют запахи?
Из всех пяти чувств обоняние играет чуть ли не самую важную роль в нашей жизни. Когда мы вдыхаем какой-то запах, обонятельные рецепторы мгновенно передают импульс в лимбическую систему, в которой формируются эмоции и воспоминания. На этот импульс незамедлительно реагирует и пищеварительная система. Поэтому не удивительно, что при появлении пекарни в супермаркете продажи стремительно растут. Аромат свежего хлеба вызывает аппетит и даже чувство голода — а тут уж не до рационального выбора.
Как запахи воздействуют на мозг человека?
Согласно исследованиям Алана Хирша в Чикагском научно-исследовательском центре запаха и вкуса, 90% того, что мы воспринимаем в качестве вкуса — на самом деле запах. В четырех из пяти случаев, когда диагностировано нарушение вкуса — в действительности обнаруживается нарушение обоняния. Профессор Пэм Схолдер Эллен из университета Джорджии так описывает восприятие обонянием:
«При воздействии раздражителей на различные каналы сенсорного восприятия, человек вначале думает, а потом реагирует, но в случае с обонянием мозг реагирует раньше, чем мы успеваем подумать».
Мартин Линдстром, автор книги про нейромаркетинг, также подчеркивает тот факт, что запахи и звуки играют гораздо более значительную роль, чем визуальная информация.
Гармоничное сочетание визуального ряда и запаха — например, детская присыпка Johnson\\\'s Baby с ароматом ванили — одновременно стимулирует различные области головного мозга, в том числе и область правой средней лобноглазничной коры, в которой формируются приятные переживания. В случае диссонантного сочетания аромата и бренда (к примеру детский шампунь с запахом пива) отмечает возбуждение в зоне левой боковой лобноглазничной коры головного мозга, в которой формируются неприятные переживания и чувство отвращения.
Как запах влияет на покупку?
Аромат нередко обуславливает наш покупательский выбор потому, что активирует те же зоны головного мозга, что и зрительные образы. Причина этому — действие зеркальных нейронов. Кроме того, существует гипотеза соматических маркеров — явлений, которые отпечатываются в нашем сознании и подсознательном. Мы знаем на уровне рефлексов, что кипяток — это больно, а лимон — это кисло. Каждый день у нас появляются новые маркеры — так формируются наши предпочтения относительно жевательной резинки, крема для бритья, дезодоранта и других товаров. Пожалуй, легче всего создать соматический маркер при помощи аромата. Особенно, если речь идет не об одном товаре, а о супермаркете или бутике. В таком случае покупатели будут возвращаться не столько за конкретными вещами, сколько за атмосферой, которая доставляет удовольствие.
На фото вы видите Sissel Tolaas — она основала в Берлине исследовательскую лабораторию ароматов, а в Нью Йорке — компанию International Flavors and Fragrances. Там, кстати, уже разработали фирменные ароматы для брендов Prada, Calvin Klein и Ralph Lauren. Кроме того, Толаас создала «шведские» запахи для Volvo, Ikea и H&M.
Что интересно, она воссоздала даже... запах военных действий, который ощущают все посетители Музея военной истории в Дрездене.
Толаас еще в студенческие годы начала коллекционировать ароматы и тренировать своё обоняние. Сейчас у нее есть более 7500 ароматов, включая самые неожиданные и неприятные — сухой рыбы, гнилых бананов и даже 40 вариантов «потных» носков.
Аромамаркетинг это как?
Аромамаркетинг нельзя назвать тенденцией сегодняшнего дня, но наверняка это скоро «придет» и в Украину. По крайней мере, здесь уже давно заметили, что стоит распылить в ночных клубах аромат Baileys и клиенты все как один заказывают именно этот ликер.
Среднестатистический нос распознает до 15 000 различных ароматов, но всё, что может сказать среднестатистический человек: «это плохо пахнет» или «это хорошо пахнет». Можно использовать метафоры: «это пахнет как яблоко, а это — как собака». При этом ежедневно мы совершаем порядка 23 040 вдохов и получаем каждый раз уйму информации (пусть и далеко не всё осознаем).
Также стоит принять во внимание тот факт, что наш мозг действует как автономная операционная система и мы осознаем свои слова и поступки постфактум спустя определенный интервал времени. По данным разных исследователей этот интервал колeблется от 50 до 500 миллисекунд. В среднем — 250 мс.
Впрочем, далеко не одна Толаас работает в этом направлении. Классический пример — фирменный аромат, который царит в магазинах Abercrombie (и разносится за версту) — впрочем, об этом мы уже писали в статье про манипулирование покупателями. В Нью-Йоркских магазинах Samsung благоухает легкий аромат медовой дыни, в салонах бизнес-класс British Airways — аромат луговых трав. Фирменный аромат есть и в отелях Hyatt. Ну, и аромат ванили возле хлебных будок на наших улицах — туда же!
Какой секретный чек-лист для развития бизнеса вы получите сегодня?Впервые этот пост появился в журнале в 2012 году и до сих пор входит в топ самых читаемых статей! Если вам есть что добавить про аромамаркетинг, пишите в комментариях. Дополним пост и укажем автора этого дополнения.
Комментарии:
Гениальный математик создал систему, которая вполне может конкурировать с Google — Wolfram|Alpha. Или нет? Это не поисковик, тогда при чем здесь Гугл и теория вычислимости?...
19 07 2025 23:19:51
Делимся полезным скриптом — он проверяет код ответа сервера для списка страниц, до 1000 за сутки....
18 07 2025 4:32:43
Пришло такое время — обновить данные, тем более что в начале сентября появилось исследование Google....
17 07 2025 18:20:19
Делаем первые шаги к созданию системы email-коммуникаций бренда....
16 07 2025 20:35:28
Как правильно рассчитать окупаемость рекламных кампаний SaaS-продуктов, получить по ним четкую аналитику, и что делать дальше....
15 07 2025 6:29:59
Почему сайт упал в выдаче и какой апдейт алгоритма поисковика на это повлиял...
14 07 2025 12:20:26
Определение, исследование и проверка конкурентов в Similarweb — первый шаг перед запуском и масштабированием проекта...
13 07 2025 7:29:25
Кликбейтинг в опасности. Если хочешь узнать методы работы антикликбейт-комaнды Facebook, просто нажми на этот заголовок...
12 07 2025 18:10:55
Проседание русскоязычной версии и риск потери трафика из-за дубля страниц — вот чего опасаются при внедрении украинской версии по умолчанию. Как этого избежать, читайте дальше....
11 07 2025 7:21:52
Расскажем про ошибки интернет-магазинов, которые трудно найти соответствующими программами и сервисами проверки...
10 07 2025 0:48:42
Как избежать ошибок при продвижении интернет-магазина с помощью видеоблогеров....
09 07 2025 22:20:57
Как улучшить видимость сайта в результатах поисковой выдачи, когда основные требования по оптимизации уже выполнены...
08 07 2025 2:47:27
Как изменилось агентство Netpeak c августа по октябрь? Читайте о семи главных нововведениях и улучшениях в работе с клиентами....
07 07 2025 5:13:58
Кейс детской костюмерной Colombina.ua — как продвигать проект с ярко выраженной сезонностью....
06 07 2025 19:43:40
Алексей Селезнев проанализировал, как дорого обходятся рекламодателям клики по объявлениям в 25 тематиках и 92 странах....
05 07 2025 0:44:19
Полезный и развлекательный контент для всех, кто работает в IT, интернет-маркетинге, интересуется фишками тайм-менеджмента, учится управлять комaндой и собой....
04 07 2025 15:28:13
О важных для разметки сайта тегах — alternate, hreflang, media, — и как их грамотно использовать при продвижении....
03 07 2025 13:56:52
Памятка для всех, кому важно сохранить детали переговоров....
02 07 2025 21:14:59
Как избежать скликивания, случайных переходов и «пустых» установок при рекламе мобильного приложения...
01 07 2025 20:21:50
Денис Бигус, Bihus.info: с 13 до 457 000 подписчиков на YouTube за четыре года....
30 06 2025 22:36:42
Чтобы привлечь представителей малого и среднего бизнеса, мы разработали стратегии по контекстной рекламе. Это открывает двери агентства Netpeak проектам с самым скромным бюджетом...
29 06 2025 2:29:24
Главная задача крауд-маркетинга — помочь, дать пользователю экспертный ответ и уже в последнюю очередь — оставить ссылку...
28 06 2025 18:47:15
Look-alike аудитории, таргетинг на участников групп, ограничение стоимости установки и другие вкусные фишки myTarget...
27 06 2025 5:21:20
Как внедрить Business Intelligence для малого и среднего бизнеса....
26 06 2025 14:46:58
Посмотреть релевантность сайта для победы над конкурентами. Как использовать Serpstat....
25 06 2025 6:20:45
Как проверить качество текста от копирайтера. Составляем техническое задания для копирайтера, проверяем уникальность, наличие ключевых слов, использование LSI, проводим семантический анализ текста....
24 06 2025 23:42:46
Много 404-страниц и ссылок на них негативно сказывается на ранжировании сайта в поисковых системах....
23 06 2025 19:10:16
На вопрос «как все успеть?» хочется ответить что-то вроде «никак». Особенно, если дело касается задач, связанных с творчеством. Но можно и не срывать дедлайны. Читать дальше....
22 06 2025 12:51:10
Сакральные знания о контекстной рекламе для экспертов и тех, кто с ними сотрудничает....
21 06 2025 4:11:27
После нехитрых манипуляций с текстом вторая строка оказывается в заголовке....
20 06 2025 10:34:15
Как купить дешевый трафик из Facebook? Образец работы со структурой рекламного аккаунта...
19 06 2025 7:38:37
Создание канала бренда на видеоплатформе необходимо для увеличения притока трафика, улучшения репутации и поискового продвижения компании...
18 06 2025 9:47:32
Работа с умными рекламными кампаниями с оплатой за конверсии в контекстно-медийной сети. Особенности настройки и оптимизации в кейсе продвижения недвижимости. Узнать больше!...
17 06 2025 10:57:58
Как стать лидером ниши не на словах, а на деле. Пошаговый алгоритм....
16 06 2025 7:31:26
Простой и понятный разбор двух формул для расчета коэффициента вовлеченности...
15 06 2025 17:15:31
Многие расширения Google Chrome предназначены для изучения иностранных языков, позволяют сохранять историю переводов и отдельные слова в словарь для дальнейшего запоминания....
14 06 2025 14:23:42
Четкая структура полноценного письма с примерами из рассылок крупных компаний: Aviasales, LinguaLeo, Rozetka, Yves Rocher, Pich Shop, Эльдорадо и другие....
13 06 2025 5:33:53
Примеры новой концепции Digital-маркетинга по формуле 8Р...
12 06 2025 14:32:15
Идеальный вариант — грамотно оптимизировать страницы фильтров уже на этапе разработки сайта...
11 06 2025 9:28:43
Эта книга рекомендована к прочтению решительно всем :)...
10 06 2025 4:12:17
Про мобильный дизайн. С красивой и понятной презентацией внутри....
09 06 2025 3:34:51
Как Bigl.ua внедрили AMP и остались очень довольны результатом....
08 06 2025 8:58:57
Как настроить отправку писем с помощью языка R и как избежать подводных камней....
07 06 2025 12:15:13
Какой движок сайта стоит выбрать...
06 06 2025 9:58:13
Ссылки называются вечными, потому что их внедряют один раз и навсегда, но это не значит, что такие ссылки однажды не удалят (что поведет к потере трафика). Узнать больше!...
05 06 2025 10:50:12
Как поможет Regex Engines в работе с Google ***ytics и преимущества использования Regex в Диспетчере тегов Google. Узнать больше....
04 06 2025 7:37:15
Сервисы для определения оптимальной плотности ключевых слов...
03 06 2025 7:32:30
Взяли интервью у нашего клиента — магазина климатической техники Mircli.ru. Поговорили о том, как клиенту и подрядчику лучше взаимодействовать....
02 06 2025 11:53:47
Как быстро создавать и запускать объявления, а также массово вносить правки в кампании с помощью файла Excel...
01 06 2025 2:42:15
Технология «лёгкость восприятия» — инструмент, который поможет убедить клиентов покупать именно у вас...
31 05 2025 6:53:10
Еще:
понять и запомнить -1 :: понять и запомнить -2 :: понять и запомнить -3 :: понять и запомнить -4 :: понять и запомнить -5 :: понять и запомнить -6 :: понять и запомнить -7 ::