Второй мозг — гайд по системе умных заметок Zettelkasten. Первая часть
За день в голове человека проносится шесть тысяч мыслей. Некоторые очень ценные, их хочется зафиксировать. Недаром говорят, что идея «приходит» — это довольно спонтанный процесс.
Как и многие люди, я делаю заметки в телефоне, чтобы не упустить мысль и позже к ней вернуться. Правда, ранее мои заметки часто оставались пылиться в цифровом архиве и не приносили никакой пользы. Я пробовал использовать папки и теги в Evernote, но это было не очень эффективно.
Недавно мне попалась книга Зонке Аренса «Как делать полезные заметки», которая описывает принципиально другой метод ведения заметок под названием Zettelkasten. Углубившись в тему, я начал постепенно внедрять этот метод в свою жизнь. Чтение книг, прослушивание подкастов и просто общение с разными людьми порождают новые мысли. Все они теперь особым образом фиксируются в единой системе и постепенно превращаются в мой второй внешний мозг.
Что такое Zettelkasten
Этот метод ведения заметок описал немецкий социолог Никлас Луман еще в 80-е годы. Сам Луман за жизнь сделал около 90 тысяч рукописных заметок на небольших бумажных карточках, которые он складывал вот в такой ящик:
Zettelkasten Лумана в университете г. Билефельд. Фото emvi.com
Собственно, Zettelkasten и переводится с немецкого как «ящик для заметок». Обратите внимание, что на выдвижных ячейках нет ни алфавитного показчика, ни вообще каких-либо пометок. Карточки внутри маркировались особым способом, который позволял быстро находить нужную информацию. Луман утверждал, что Zettelkasten стал его вторым мозгом и значительно помог в научном труде. Ученый написал около 50 книг и 550 статей, поэтому помощник оказался довольно эффективным.
В чем уникальность метода Zettelkasten
Короткий ответ: в связях между заметками для генерации новых идей. Это очень похоже на наш мозг, который хранит данные не в виде аккуратных папок с файлами, а в виде сложной системы единиц информации, причудливым образом связанных между собой. Это можно проиллюстрировать так:
Скриншот из программы Obsidian, к которой мы еще вернемся во второй части статьи
Когда Никлас Луман писал новую заметку, то сразу делал на карточке отметку, указывающую на ее связь с одной или несколькими другими карточками в ящике. Чем больше связей, тем лучше. Со временем одна и та же карточка всплывает в совершенно разных контекстах, что делает ее еще более ценной.
Давайте рассмотрим пример.
Допустим, я читаю книгу о «Титанике» и узнаю интересный факт, что офицер, у которого были ключи от шкафа с биноклями, сошел с корабля на первой остановке и случайно унес ключи с собой. Руководство не пожелало вскрывать замок, и смотровые на вышке полагались только на собственное зрение. Позже один из них, кому удалось выжить, признал, что, имея бинокли, столкновения с айсбергом можно было избежать.
Я пишу заметку своими словами (это важно для запоминания), указываю литературный источник и присваиваю заметке заголовок «Случайность. Бинокли». Пока все легко, да?
Затем из другой книги я узнаю, что ученые, которые открыли ДНК, на самом деле искали лекарство от paка. Они оформляли заявку на грант, где подробно описывали свои достижения. Это их и натолкнуло на дальнейшую разработку.
Новая заметка, ссылка на источник и заголовок «Случайность ДНК». Мой мозг волшебным образом вспоминает, что нечто подобное он уже обpaбатывал, я быстро нахожу заметку про бинокли и соединяю их.
Казалось бы, где «Титаник», а где ДНК — темы совершенно разные. Но в моем случае они объединены контекстом случайности, которая может вылиться как в положительный, так и в печальный результат. Уже этих двух залинкованных между собой заметок достаточно для черновика поста в Facebook или Telegram-канал. Нассим Талеб расписал ровно эту же идею в нескольких книгах на сотни страниц.
Кому пригодится Zettelkasten
Никлас Луман был ученым и использовал свой метод для написания научных трудов. Зонке Аренс, автор книги «Как делать полезные заметки», преподает в университете. Получается, Zettelkasten нужен только заумным «ботаникам»? Вовсе нет!
Я уверен, что этот метод ведения заметок пригодится каждому, кто изучает какую-либо тему и хочет развить собственное мышление и понимание. Ведь вся идея Zettelkasten заключается не в сборе архива заметок, а в легком синтезировании новых идей на их основе.
Аренс пишет, что «письмо и есть мышление», поэтому читать книги нужно с ручкой в руке. Так чтение превращается в увлекательную игру: находить единицы смысла, записывать их своими словами в отдельных заметках, а затем объединять с другими мыслями, расширяя границы познания мира. Эту статью я в первую очередь написал для собственного более глубокого понимания Zettelkasten. Надеюсь, и вам она будет полезной.
Второй мозг — гайд по системе умных заметок Zettelkasten. Вторая часть Во второй части гайда я рассказал,
Комментарии:
Как передавать данные пpaктически о каждом «шаге» пользователя на сайте...
26 04 2024 8:51:29
Узнаем расширенную информацию о посещениях сайта с помощью языка R — кейс Netpeak...
25 04 2024 17:18:50
Расчет вероятности конверсии, быстрое и эффективное создание дашбордов, строение моделей KPI. Примеры аналитики кампаний с помощью Excel и Power BI от спикера 8P 2016 Максима Уварова....
24 04 2024 23:45:19
Украинцы хотят заниматься коммерцией. И иногда делают это очень нестандартно. Собрали для вас подборку бизнесменов с особенным мышлением....
23 04 2024 16:40:45
Красивый слог и сюжет должны быть в интеpaктивной оболочке, соответствующей времени. Проект Gutenbergz идет к созданию именно такой — идеальной истории для людей XXI века. О пути к этой цели, топе App Store и успехе на Kickstarter мы поговорили с руководи...
22 04 2024 6:11:10
Как контролировать множество сайтов — полезные сервисы и советы для вебмастеров. Одно дело — несколько десятков сайтов, а что если сотни или тысячи? Как раз это подробно и разберем....
21 04 2024 15:26:53
Нужно разбить ячейку или составить график? Если вы знаете функции, таблицы гугл могут пpaктически заменить отдельные сервисы или дополнения...
20 04 2024 8:53:14
Технология «лёгкость восприятия» — инструмент, который поможет убедить клиентов покупать именно у вас...
19 04 2024 15:18:43
Microsoft, Facebook и другие технологические компании заявляют, что метавселенная — это будущее интернета. Или настоящее? Давайте разберемся...
18 04 2024 5:59:44
Тематический кейс в нише «Фотография и аксессуары»: проделанные работы и полученные результаты...
17 04 2024 5:36:11
Идем в Бразилию: опыт Depositphotos + полезные факты....
16 04 2024 3:34:52
Какие рассылки можно отправить покупателю, если у вас есть только данные из карточки товара...
15 04 2024 21:33:14
Повышаем узнаваемость бренда с помощью медийной кампании, а затем отслеживаем результат по запуску поисковой кампании с брендовыми запросами...
14 04 2024 6:15:50
Конкректная цель — конкретные результаты трудоустройства...
13 04 2024 13:22:18
Участники Netpeak Cluster поделились своими инсайтами....
12 04 2024 11:30:58
Возможно, вы купили обувь Intertop именно после просмотра нашей рекламы....
11 04 2024 11:54:16
Email-маркетинг — хороший полицейский, спам — плохой....
10 04 2024 4:38:20
Важно иметь прорывное мышление — о таком подходе к бизнесу написана книга Люка Уильмса «Переворот»....
09 04 2024 15:57:15
Специалисты дропшиппинг-платформы делятся данными по самым продаваемым товарам на крупных онлайн-площадках. Информация для масштабирования бизнеса. Читать!...
08 04 2024 0:41:52
Пpaктика в режиме «рейтинг онлайн». Новинка Google Рекламы — отчет «Статистика аукционов»....
07 04 2024 15:34:31
Не знаешь как раскрутить сайт? Мы подготовили 11 этапов SEO-продвижения сайтов в поисковых системах....
06 04 2024 19:16:31
История создания и развития холдинга «Choco Family» помогает понять масштабы онлайн-рынка Казахстана, найти точки роста для собственного бизнеса в Казнете. Каково быть пионером ecommerce в стране? Чем казахстанский рынок ecommerce отличается от Рунета и Уанета? Читать!...
05 04 2024 13:49:57
Facebook раскрывает алгоритм формирования новостной ленты...
04 04 2024 19:58:47
Глоссарий глупых ошибок в аудите от топовых SEO-агентств...
03 04 2024 3:31:14
Как использовать игровые механики для вовлечения аудитории....
02 04 2024 22:55:36
Андреас Рётль о продвижении Journi: как трое выпускников Стэнфордского университета создали приложение для сторителлинга с 25 000 пользователями в 100 странах....
01 04 2024 19:46:31
Услуга уровня элит-класса в конкурентной нише и не в самом простом для продвижения регионе. Рассказываем, как привели целевой трафик по минимальной цене. Узнать!...
31 03 2024 14:39:11
Если у вас есть продукт, о котором миру стоит узнать, книга Pitch perfect придется вам очень кстати....
30 03 2024 8:10:27
Настройка аналитики для пустого поиска, а также поиска по методам GET и POST...
29 03 2024 19:34:10
Как продвинуть бренд в конкурентной тематике? Читаем новый кейс по видеорекламе....
28 03 2024 4:12:25
Кейс в тематике «грузоперевозки»: как быстрое внедрение доработок помогло привлечь качественный трафик на новый сайт...
27 03 2024 10:42:11
Мы собрали топ обидных промахов в сборе семантики, влияющих на качество и эффективность продвижения проекта...
26 03 2024 20:39:24
Инсайты Диви Конф 2021, онлайн-конференции о видеомаркетинге....
25 03 2024 15:10:10
Дизайн макета сайта должен полностью соответствовать представлениям о готовом ресурсе. Создать его можно с помощью онлайн-сервисов, стационарных программ либо через HTML-код...
24 03 2024 15:25:48
Эффективность контекстной рекламы в тематике «тюнинг автомобилей»....
23 03 2024 13:49:40
Идея, напечатанная в 3Д? Уже сегодня маркетологи могут это делать с успехом. Главное — поменять свой стиль мышления....
22 03 2024 3:36:10
И уж если бумага стерпит все, интернет — тем более, а значит онлайн-исповедальне быть! И не только ей......
21 03 2024 4:26:26
Гарантии результата в SEO: миф или реальность. Спрос рождает предложение, поэтому не удивительно, что существует большое количество SEO-студий. Сразу возникает резонный вопрос, как могут существовать те компании, которые не дают гарантии вообще?...
20 03 2024 11:13:17
Клиенты возвращаются к хорошему сервису, который начинается с понятного интерфейса на сайте, продолжается в общении с вежливым сотрудником и заканчивается в общении с воспитанным курьером или менеджером в пункте самовывоза. Что ещё? Читайте!...
19 03 2024 0:54:26
Как связываться с клиентами и что делать, чтобы качество обслуживания не просело. Менеджер, который обpaбатывает звонки со своего мобильного, остается без контроля, поэтому АТС оказывается идеальным решением. Разбираемся в статье!...
18 03 2024 2:42:49
Таблицы Google позволят перенести рекламную кампанию и сохранить при этом ключевые слова в разных типах соответствия. Подробный мануал — в новом посте....
17 03 2024 8:32:46
Минусовки это не только про эстраду. Какой метод кросс-минусовки ключевых слов лучше?...
16 03 2024 23:44:29
Увольнять сотрудника — это неприятно и порой сложно. Прежде надо убедиться, что такой шаг оправдан, но он же потребует от руководителя понимания, как действовать в подобной ситуации. На этом и остановимся...
15 03 2024 11:40:31
Красивое креативное описание страницы «о нас» — важная составляющая коммуникации с потенциальным клиентом. Покажите свою комaнду, опишите ценности и миссию. Сделайте эту страницу продающей. Узнать больше!...
14 03 2024 4:37:10
Не все события удобно отслеживать в Google ***ytics, иногда удобнее сделать связку с таблицами Google. А поможет в этом Google Tag Manager...
13 03 2024 5:42:16
Пока вы не осознаете причины, почему вам выгодно не хвалить, забудьте про качественную обратную связь и максимальную включенность комaнды. Фишки управления собой, людьми и проектами....
12 03 2024 23:49:49
Как избежать скликивания, случайных переходов и «пустых» установок при рекламе мобильного приложения...
11 03 2024 21:12:41
Как работают SEO-специалисты, что нужно знать о принципах работы алгоритмов Гугл, как продвигать мобильные приложения и каким образом может монетизироваться Телеграм. Узнать больше!...
10 03 2024 20:27:53
Вывод информационного сайта из-под алгоритмического YMYL фильтра Google...
09 03 2024 12:48:26
Быстрая индексация: как оперативно узнать, попала ли важная для вас страница в поисковые системы Google и Яндекс....
08 03 2024 13:51:14
Еще:
понять и запомнить -1 :: понять и запомнить -2 :: понять и запомнить -3 :: понять и запомнить -4 :: понять и запомнить -5 :: понять и запомнить -6 :: понять и запомнить -7 ::