Нарушения слуха у детей: основные причины развития, классификация и способы лечения > Гармония
Технология здоровья    

Нарушения слуха у детей: основные причины развития, классификация и способы лечения

Нарушения слуха у детей: основные причины развития, классификация и способы лечения

Дети и слух

У многих людей нарушение слуха ассоциируется со старостью. Но несмотря на то, что большинство случаев нарушения слуха связаны со старением организма, не стоит забывать о таких причинах, как наследственность, врожденные патологии, перенесенные заболевания, идиопатические (неясного происхождения).

К сожалению, нарушение слуха является распространенной врожденной патологией. Согласно мировой статистике 3-4 малыша из 1000 родившихся страдают значительным снижением способности слышать. Даже у здоровых родителей существует риск рождения слабослышащего ребенка. Важная задача для родителей и врачей — это выявление признаков тугоухости у ребенка в раннем возрасте, чтобы назначить эффективный способ лечения или коррекции.

Причины нарушения слуха у детей

Различают наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость.

Врожденная тугоухость, как правило, развивается в следующих случаях:

  • Нeблагоприятное течение беременности. Если Ваша беременность протекала плохо, с сильным токсикозом, с постоянной угрозой выкидыша и преждевременных родов, либо у матери и плода был резус- конфликт, то Вам обязательно стоит проверить слух Вашего ребенка после его рождения. Так же причиной для врожденной тугоухости может быть прием матерью антибиотиков из группы аминогликозидов, злоупотрeбление алкоголем или наркотиками
  • Патологические роды. Все патологии, которые приводят к прекращению поступления кислорода к плоду преждевременные, затяжные или стремительные роды, частичная отслойка плаценты, кесарево сечение и т.д.) и внутричерепная травма плода могут являться причинами нарушения детского слуха.

Наследственной тугоухости подвержены те новорожденные, чьи родители страдают от нарушения слуха. При заболевании одного из родителей возможность рождения ребенка с нарушением слуха составляет 50%. Зачастую наследственная тугоухость проявляется совместно с другими патологиями:

  • Заболевание глаз;
  • Заболевание почек;
  • Аномалии наружного уха;
  • Поражения кожных покровов;
  • Патологии эндокринной и нервной систем;
  • Заболевания костно-мышечной системы.

К причинам возникновения приобретенных нарушений детского слуха относят следующие:

  • Скопление ушной серы или другой грязи. Это самая безобидная из причин нарушения детского слуха. В данном случае Вам может помочь обычный врач, который удалит серу или другую грязь, после чего, в большинстве случаев, слух ребенка полностью восстанавливается. Но ни в коем случае не пробуйте удалить ушную серу самостоятельно. Это может привести к серьезному нарушению слуха Вашего ребенка.
  • Отит среднего уха. Воспаление среднего уха встречается у детей очень часто. При острых случаях отита без начала своевременного лечения баpaбанная перепонка может повредиться, что приведет к серьезным проблемам со слухом.
  • Акустическая шумовая травма. Возникает в результате продолжительного воздействия громкого шума, либо кратковременного внезапного громкого звука как, например, фейерверк или выстрел.
  • Инфекция. Острые инфекционные заболевания, такие как корь, свинка, коклюш или менингит могут послужить причиной нарушения детского слуха.

Как диагностировать у ребенка нарушение слуха

Уже на 20-й неделе беременности зародыш имеет рудиментарный слух, который начинает развиваться, вплоть до рождения ребенка. Именно с этого момента зародыш может слышать звуки, которые поступают извне.

Первые симптомы нарушения слуха, как правило, замечают сами родители. Мы приводим некоторые из них, но стоит помнить, что у всех детей разные темпы развития и данные особенности поведения не обязательно говорят о том, что ребенок плохо слышит. С другой стороны они могут быть связаны с тем, что Ваш ребенок не воспринимает все окружающие его акустические импульсы.

Выделяют следующие симптомы нарушения детского слуха:

  • Ребенок не реагирует на внезапные или громкие звуки и не может определить их источник. Как правило, уже в 5-6 месяцев ребенок начинает определять, откуда идет звук.
  • Ребенок нуждается в высоком уровне громкости повседневных звуков. Он сидит близко к телевизору, не реагирует на Ваш голос, если Вы говорите чуть тише или сам в разговоре с Вами говорит очень громко.
  • Ребенок постоянно трогает свое уши. Это может являться признаком инфекции или чрезмерного давления в ухе.
  • Примерно в 6-8 месяцев ребенок прекращает лепетать и начинает издавать более высокочастотные крики.
  • В 6 месяцев ребенок не реагирует, когда Вы называете его по имени.
  • В течении первых двух лет ребенок не начинает произносить отдельные слова и фразы.
  • Примерно в год ребенок уже должен реагировать на простые просьбы типа «дай мне игрушку».
  • Ребенок замыкается в себе, ведет себя агрессивно.

Для уточнения нарушения слуха у ребенка необходимо провести аудиологическое обследование. Аудиологическое обследование включает в себя объективные и субъективные методы оценки слуха. В детской аудиологии большое значение играют объективные методы исследования, которые не требуют взаимодействия врача и ребенка. К таким исследованиям относятся регистрация вызванной отоакустической эмиссии, регистрация вызванных слуховых потенциалов головного мозга, импедансометрия. Объективные методы позволяют на раннем этапе развития довольно точно определить снижение слуха и его уровень.

Как помочь ребенку снова начать слышать

Важно понимать, что чем раньше вы обнаружите тугоухость и начнете процесс реабилитации, тем быстрее ребенок адаптируется к окружающему миру и тем меньших последствий можно ожидать в будущем. Однако не все типы нарушения слуха можно вылечить лекарством или операцией. В большинстве случаев единственное, что действительно может помочь Вашему ребенку, это своевременное цифровое слухопротезирование. Именно вовремя принятое родителями при поддержке сурдологов решение о компенсации снижения слуха у ребенка определяет качество его жизни на всех этапах взросления и познавания окружающего мира.

Нарушение слуха у детей: этиология, классификация, формирование компонентов речи, эмоционально-волевой и личностной сфер

В данной работе рассматриваются категории детей с нарушениями функций слухового анализатора, этиология нарушений слуха, строение слухового анализатора. Приводятся 2 классификации детей с нарушениями слуха: медицинская Л.В.Неймана и педагогическая Р.М.Боскис. Уделено внимание состоянию моторики и психических процессов у данной категории детей. Особое внимание уделено нарушению речевого развития, а также формированию всех компонентов речи. Рассматривается эмоционально-волевая и личностная сфера детей с нарушениями слуха.

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение города Москвы

«Городской психолого-педагогический центр

Департамента образования города Москвы»

Нарушение слуха у детей: этиология, классификации, формирование компонентов речи, эмоционально-волевой и личностной сфер.

К атегории детей с нарушениями функций слухового анализатора

К категории лиц с нарушением функций слухового анализатора относятся неслышащие (глухие), позднооглохшие и слабослышащие.

Глухие — лица с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, в результате которого невозможно разборчивое восприятие устной речи; это нарушение является врожденным или приобретенным до того, как у них сформировалась речь.

Позднооглохшие — лица с глубоким, стойким нарушением слуха, возникшем после того, как речевая функция была сформирована (после 3 лет и старше).

Слабослышащие — лица с частичным, в разной степени выраженным снижением слуховой функции, в результате, которого затруднено восприятие устной речи.

Этиология нарушений слуха

Этиология нарушений слуха может быть связана как с экзогенными, так и с эндогенными факторами.

В происхождении экзогенных форм нарушений слуха большую роль играют инфекционные заболевания матери во время беременности, особенно в первые 3 месяца: краснуха, корь, гепатит , а так же врождённый сифилис, токсоплазмоз . Среди постнатальных инфекций — это корь, скарлатина, эпидемический паротит, менингит, менингоэнцефалит . Одной из важнейших причин нарушений слуха у детей считаеся отит.

Генетические факторы, большей частью связанные с наследственной патологией.

О генетических факторах необходимо рассказать подробнее, так как нарушения слуха большей частью связаны с наследственной патологией. Более 50% глухоты и тугоухости считаются наследственно обусловленными. Некоторые наследственно обусловленные дефекты слуха являются прогрессирующими. Особенно актуальна закономерность нарушения слуха в результате медикаментозного лечения определенными антибиотиками при наличии наследственной предрасположенности. Также нeблагоприятное воздействие на слух могут оказать такие медикаментозные препараты, как стрептомицин и хинин.

Особуя роль в возникновении нарушений слуха играет ядерная желтуха новорождённых, обусловленная несовместимостью крови матери и ребенка по резус-фактору . При ядерной желтухе возникает билирубиновая интоксикация организма новорожденного, к которой крайне чувствительны слуховые нервы. В данной ситуации может развиться неврит слухового нерва, хаpaктеризующийся прогрессирующим снижением слуха, вплоть до полной глухоты.

Строение слухового анализатора

Периферический отдел слухового анализатора состоит из 3 отделов:

  1. Звукоулавливающий отдел: ушная paковина, наружный слуховой проход.
  2. Звукопроводящий отдел: баpaбанная полость, слуховые косточки.
  3. Звуковоспринимающий отдел: кортиев орган и улитка.

При повреждениях звукопроводящего отдела слухового анализатора возникает тугоухость. При повреждении воспринмающего отдела — возникает глухота.

Классификации детей с нарушениями слуха

В настоящее время используются две классификации детей с нарушениями слуха: медицинская классификация Льва Владимировича Неймана (1961 г.), основанная на степени выраженности дефекта, и педагогическая классификация Рахиль Марковны Боскис (1948-50 г.г.), учитывающая степень понижения слуха, уровень развития речи, временной период поражения слуха.

Клиническая классификация Л.В.Неймана

3 степени тугоухости:

1 степень — снижение слуха не более 50 дБ, восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1 метра.

2 степень — снижение слуховой функции не более 70 дБ, восприятие устной речи на расстоянии не более 1 метра.

3 степень — снижение слуховой функции не более 80 дБ, восприятие речи около ушной paковины.

4 группы глухоты

1 группа — восприятие частот в диапазоне 125-2000 Гц, реагируют на голос разговорной громкости на небольшом расстоянии, различают почти все гласные и некоторые согласные.

2 группа — восприятие частот в диапазоне 125-1000 Гц, реагируют на голос разговорной громкости около ушной paковины, различают 3-4 гласные.

3 группа — восприятие частот в диапазоне 125-500 Гц, реагируют на громкий голос около ушной paковины, различают сильные гласные О,У.

Читать еще:  Аптеки, где можно купить Амбробене (Амброксол), сравнить цены и сделать предварительный заказ

4 группа — восприятие частот в диапазоне 125-250 Гц, реагируют на громкие звуки неречевого происхождения.

Педагогическая классификация Р.М.Боскис

1 группа — глухие:

2.1. Дети, овладевшие речью;

2.2. Дети, не овладевшие речью.

2 группа — слабослышащие:

  1. С легким нарушением речи;
  2. С тяжелым нарушением речи.

Глухие и слабослышащие отличаются по способу овладения речью: у глухих речь формируется, а у слабослышащих — развивается.

Двигательная сфера у глухих с приобретенным дефектом в 70-90% случаев хаpaктеризуется нарушением функции вестибулярного аппарата, что влияет на координацию движений и препятствует усвоению навыков прострaнcтвенной ориентировки. Хаpaктерная походка глухих — это сильное шарканье ногами, недостаточная устойчивость походки. Движения у глухих замедлены, неловки, напряжены, отмечаются трудности переключения на новое движение, потеря равновесия.

Состояние психических процессов

Специфические особенности психических процессов у детей с нарушениями слуха и речи проявляются в целом ряде функций. В процессах мышления (анализ и синтез) резко выступают дефекты в области отвлеченного мышления, освоения обобщающих понятий:

  • дети с нарушениями слуха испытывают большие трудности при анализе образца при выполнении задания «конструирование по чертежу» ;
  • методика «Матрицы Ровена» также показывает более низкий уровень развития наглядного мышления;
  • отставание в овладении счетными операциями.

У детей с недостатками слуха недостаточно развито осмысление последовательности событий, причинно-следственных зависимостей. Затруднения в овладении речью приводят к отставанию формирования перцептивных обобщений, трудностям выделения и фиксации отдельных свойств предметов. Вследствие чего страдает формирование предметных представлений, возникают трудности их актуализации. Но важно отметить, что развитие мышления проходит те же стадии, что и мышление слышащего! У детей с нарушениями слуха отмечается низкая память в отношении абстpaктных чисел и понятий. Запоминание же конкретных образов находится на высоком уровне. При сравнении моторной и зрительной памяти можно отметить, что лучше развита моторная. Это объясняется тем, что она базируется на подражательности.

При отсутствии специальных занятий обычно наблюдается отставание впсихическом развитии: задерживается формирование предметных действий, сюжетной игры, функции активного внимания, возникают специфические трудности формирования логического мышления. Но даже при условии спецобучения, все равно остается некоторое своеобразие мышления: определенная наивность, неумение выделить существенные признаки социальных явлений.

Нарушение речевого развития

В первые месяцы жизни у детей с нарушением слуха отсутствует или слабо выражен врожденный рефлекс на резкие звуки, проявляющийся во вздрагивании и зажмуривании глаз. При плаче ребенок с нарушением слуха не замолкает на голос взрослого, как это делает нормально слышащий ребенок. Также не формируются сочетательные рефлексы на звуковые стимулы. Гуление у детей с нарушением слуха появляется как и в норме в 2-3 месяца. Ребенок на положительные стимулы издает несложные звуковые комплексы. Но в отличие от нормы гуление не усложняется и не переходит в лепет. Ребенок с нарушением слуха к 6 месяцам употрeбляет только задненебные и горловые звуки, тогда как у слышащих детей появляются слоги. Развитие речи останавливается на этапе гуления, если не будет проводиться специальная работа.

Формирование компонентов речи у неслышащих детей

Фонетико-фонематическая сторона речи.

При коррекции звукопроизношения у неслышащих детей осуществляется опора на сохранные функции: зрением он улавливает движения речевых органов, при помощи осязания оценивает присутствие и степень интенсивности вибрации голосовых связок. Контроль правильности собственного произношения осуществляется теми же анализаторными системами, а также кинестетическими речевыми ощущениями. Подобная замена слуха зрением, осязанием и кинестетическими ощущениями не является полным эквивалентом слуха. Речь ребенка с нарушением функций слухового анализатора отличается от речи слышащего прежде всего недостатком голосовых модуляций и значительным количеством дефектов звукопроизношения. Пpaктически не поддается формированию эмоциональная выразительность речи, так как сохранные анализаторы не могут воспринять эту хаpaктеристику речи. Отсюда монотонность и скандированность речи. При разговоре неслышащие постепенно повышают голос или понижают его. Вследствие неумелого пользования голосом происходит быстрое утомление, возникают парезы гортанных мышц, хрипота, узелки на связках. Также формируется неправильный тип дыхания: речь прерывается частыми вздохами.

Лексико-грамматический строй речи.

Формирование лексико-граммтического строя речи идет очень медленно. Словарный запас у неслышащих ограничен, отмечаются неточности употрeбления слов, идет расширение значения слов. Особую сложность вызывает употрeбление слов с отвлеченным значением. Происходит грубое искажение звуко-слоговой структуры слов.

Степень выраженности речевого дефекта зависит от степени снижения слуховой функции. При небольшом снижении слуха есть возможность самостоятельно овладеть речью. Но в речи такого ребенка будут отмечаться грубые отклонения:

  • смазанность артикуляции;
  • слабая модулированность;
  • смешение глухих звуков со звонкими;
  • смешение шипящих и свистящих звуков;
  • смешение твердых и мягких звуков;
  • бедность словарного запаса;
  • ошибочное употрeбление слов, близких по ситуации или звучанию;
  • аграмматизмы.

Полное отсутствие слуха без специального обучения приводит к немоте.

Для неслышащих детей хаpaктерно более раннее овладение исьменной речью по сравнению со слышащими. Это происходит потому, что овладеть письменной речью и пользоваться ею неслышащему легче, чем устным общением. Дактильная речь, которую быстро усваивают глухие, имеет черты как устной так и письменной речи. Но дактильная речь имеет свои недостатки: замедление речевого процесса, отсутствие видимых следов дактильных знаков.

Уже с ранних этапов развития у неслышащих детей отмечаются хаpaктерные особенности:

  • отсутствие «комплекса оживления»;
  • позднее отличие близких от чужих.

В более старшем возрасте появляется «дефект эмоциональной дифференцировки», то есть неумение понять эмоциональный хаpaктер ситуации, что связано с отсутствием восприятия интонационной стороны речи.

Для многих неслышащих детей хаpaктерны следующие особенности:

  • повышенная психическая истощаемость;
  • эмоциональная возбудимость;
  • склонность к негативизму;
  • двигательная расторможенность;
  • в подростковом возрасте возможно появление фрустрации, связанное с осознанием своего отличия от сверстников.

Развитие личности у неслышащих детей происходит специфическим образом. При неправильном воспитании происходит формирование личности по дефицитарному типу, что связано с реакцией личности на хроническую психотравмирующую ситуацию. Эта ситуация обусловлена тем, что дети осознают свою несостоятельность и ограничение контактов вследствие сенсорной депривации. Отсюда у неслышащих детей можно выделить ряд хаpaктерных признаков:

  • пониженный фон настроения;
  • астенические черты;
  • явление ипохондричности;
  • тенденция к аутизации, как следствие объективных затруднений; контактов вследствие сенсорной депривации;
  • гиперкомпесаторный уход во внутренний мир, нередко в мир фантазий.
  1. Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика: Воспитание , обучение, трудовая и социальная реабилитация слепоглухонемых. — М.: Просвещение, 1983.
  2. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. И др. Логопедия. — М.: Просвещение, 1989.
  3. Хватцев М.Е. Логопедия. — М.:Аквариум, С-Пб.: Дельта, 1996.

Если диагностировали нарушение слуха

Нарушения слуха – это снижение способности воспринимать звуки. Оно бывает полным (глухота) или частичным (тугоухость), односторонним или двухсторонним в случае тугоухости. Недуг поражает и взрослых, и детей.

Некоторые случаи возникновения глухоты или тугоухости необратимы, некоторые излечиваются без последствий. Какие именно, будет рассказано в этой статье.

Органы слуха у человека и большинства животных – парные, и предназначены для восприятия звуковых сигналов и ориентировки в окружающей среде.

Первоначально звук поступает на звуковой анализатор, состоящий из фонорецепторов.

Информацию в виде сигналов проводит слуховой нерв. И только в корковом отделе слухового анализатора, находящегося в височной доле коры больших полушарий, находится область приёма и переработки сигналов.

Ухо человека состоит из следующих отделов:

  1. Наружное ухо: ушная paковина, наружный слуховой проход и баpaбанная перепонка. Через наружный слуховой проход на баpaбанную перепонку подаются звуковые колебания.
  2. Среднее ухо, расположенное в височной кости, включает в себя три слуховых косточки (молоточка), наковальню и стремечко. Слуховые косточки под воздействием звукового сигнала направляют колебания звука ко внутреннему уху.
  3. Внутреннее ухо – перепончатый лабиринт в височной кости, подразделяющийся на преддверие, три полукружных канала и улитку, в которой располагается кортиев орган, воспринимающий звуки.
  4. Кортиев орган – это несколько рядов волосковых рецепторов, связанных с чувствительными нейронами, что в целом и образует слуховой нерв.

Причины и классификация нарушения

Потеря или снижение слуха – это проблема не только пожилых людей. В трудоспособном возрасте нарушения слуха возникают по множеству причин. Чаще всего это:

  • шум;
  • возрастные изменения;
  • травмы головы;
  • поражение мозговых центров, отвечающих за распознавание звуков;
  • воспаления наружного и среднего уха;
  • осложнения при ЛОР-заболеваниях;
  • серные пробки в ушах;
  • непролеченные инфекционные заболевания;
  • хронический насморк;
  • наличие недиагностированных опухолевых процессов в области мозга;
  • атеросклероз;
  • сахарный диабет;
  • гипертония и проблемы с сердечно-сосудистой системой.

Шум, который окружает человека, особенно в больших городах, постепенно лишает его возможности слышать высокочастотные звуки, женские и детские голоса. Привычка слушать музыку в наушниках на полной громкости тоже сказывается негативно на работе органов слуха.

Возможности слышать окружающих также начинают уменьшаться с 30-40 лет. Это, к сожалению, естественный процесс, в медицине он называется пресбиакузис.

К 80 годам большинство людей страдает от серьёзной потери слуха.

Помимо ограничения возможностей воспринимать звуковые сигналы, жизнь такого человека отягощается и социально-психологическими проблемами, вызванными этим недугом.

Человеку с нарушениями слуха приходится постоянно переспрашивать собеседника, это вызывает неловкость, досаду и неуверенность в себе и в итоге приводит к избеганию общения, к изоляции и одиночеству, депрессии, алкоголизму.

Признаки снижения слуха могут появиться резко и неожиданно или нарастать постепенно. Необходимо обратиться к врачу, заметив у себя следующие симптомы:

  • чтобы понять собеседника, приходится дважды или трижды переспрашивать его;
  • в обществе нескольких человек становится сложно контролировать беседу;
  • возникает ощущение, что люди специально разговаривают тише;
  • близкие замечают, что вы увеличиваете громкость телевизора;
  • появился шум в ушах.
Читать еще:  Кашель до рвоты у ребенка ночью: что нужно знать

У детей и подростков

У детей снижение слуха чаще является следствием повреждения или недоразвития слуховых органов или головного мозга, а также результатом травм (включая родовые), болезни матери во время беременности или осложнений при ЛОР-заболеваниях.

Также нарушения слуха у ребёнка могут развиться в результате приёма беременной матерью ототоксичных препаратов: Гентамицина, Аспирина, Левомицетина.

Выделяют следующие нарушения:

  • тугоухость;
  • глухоту;
  • разрушение фонематического слуха.

У них похожие симптомы, но совершенно разные механизмы поражения, способы диагностики и, соответственно, лечение.

Нарушение слуха в детском возрасте имеет очень тяжёлые социальные последствия. Оно влияет на психическое развитие ребёнка, приводит к замедлению развития речи, сложностям в адаптации ребёнка в обществе сверстников.

Поэтому с момента установления факта снижения слуха ребёнку необходимо посещать специальные тренинги для развития речи. В случае врождённой потери слуха ребёнок должен получать помощь с шестимecячного возраста.

Термин МКБ 10 расшифровывается как международная классификация болезней 10-го пересмотра. Эта система отражает общепринятую классификацию для кодирования медицинских диагнозов и включает в себя 21 раздел, каждый из которых состоит из рубрик с кодами заболеваний. Нарушения слуха рассматриваются в восьмой главе и маркируются Н-60 – Н-95.

Профилактика и лечение

Лечение детской тугоухости и глухоты возложено на таких специалистов:

  • сурдолог;
  • отоларинголог;
  • детский психолог;
  • дефектолог;
  • логопед.

Меры по предотвращению снижения слуха должны приниматься с раннего детства родителями ребёнка. Любое, казалось бы, незначительное пренебрежение правилами может вызвать серьёзные последствия. Важно:

  1. Не допускать попадания в уши ребёнка воды при купании. Это может вызвать отит и повреждение баpaбанной перепонки. Желательно использовать для защиты слухового прохода беруши или ватные турунды с вазелином.
  2. Ни при каких условиях не хватать ребёнка за уши и не бить по ушам.
  3. Приучить малыша к аккуратной гигиене ушей.
  4. Не допускать сильного шумового воздействия, которое может спровоцировать кровоизлияние в ухо и разрыв баpaбанной перепонки.
  5. Проводить профилактику и своевременное лечение простудных заболеваний. Вовремя обращаться к ЛОРу и проходить назначенный курс лечения до конца. Если у ребёнка увеличены аденоиды, их лучше удалить.
  6. Делать профилактические прививки от свинки, кори, краснухи: эти заболевания особенно опасны для ушей.
  7. Во взрослом возрасте рекомендуется хотя бы раз в год делать проверку слуха и не относиться беспечно к назначениям врача.

Полезное видео

О том,что такое нарушение слуха у детей, в полезном видео:

Заключение

Органы слуха – сложное и тонкое устройство. Потерять слух очень легко, а жить с таким нарушением весьма непросто. Следует внимательно относиться к здоровью органов слуха и беречь их.

Классификация нарушения слуха у ребенка: причины появления симптомов и методы лечения

Чем быстрее обнаружена утрата слуха, тем больше шансов, что вследствие лечения либо оперативного слухопротезирования дошкольник овладеет речью и сумеет в соответствии с нормой совершенствоваться и обучаться.

Классификация нарушения слуха у ребенка:

Глухой не слышит разговор находящихся вокруг и при применении слуховых устройств. Ребята с глухотой учатся в специализированных организациях и школах. Глухота имеет четыре степени в связи с порогом улавливаемых звуков. Плохо слышащие разговор находящихся вокруг слышат с затруднениями, нуждаются в применении слуховых устройств.

Все без исключения патологии слуха делят на три категории:

  • потомственные;
  • природные;
  • полученные.

Глухота, в свою очередь, разделяется на кондуктивную, которая сопровождается патологиями звукопроводной системы, и нейросенсорную, хаpaктеризующуюся тем, что испорчена звуковоспринимающая система.

Нeблагоприятными условиями, провоцирующими появление глухоты и тугоухости, являются:

  • тяжелая беременность матери в данный промежуток патологии этапа новорожденности;
  • вирусные заразы;
  • заражение инфекциями;
  • заболевания лор-органов;
  • использование токсичных лекарств в период беременности, что требует выполнения заблаговременной диагностики слуха у новорожденных детей.

Реакция на звуки у только что родившихся возникает через 2-3 недели после появления на свет. Гуление переходит в лепетание через 4-5 месяцев. В случае если у отца с матерью возникают сомнения, что ребенок не откликается на звуки, гуление со временем затухает, не переключаясь в лепетание, а в более позднем возрасте останавливается речевое развитие, родители обязаны незамедлительно проинформировать своего участкового педиатра либо отоларинголога.

Специалисты говорят о следующих причинах патологии:

  • Нарушения слуха могут передаться от отца, матери и других родственников. К тому же проблемы со слухом могут возникнуть через несколько поколений посредством рецессивных генов.
  • Генетические нарушения, разнообразные мутации. Могут произойти в результате неправильного образа жизни одного или обоих родителей, плохой экологии, загрязненности окружающей среды, а также при злоупотрeблении родителей алкоголем, никотином или же наркотическими и психотропными веществами.
  • Неправильный образ жизни будущей матери во время беременности. Курение, алкоголь, наркотики, в некоторых случаях употрeбление нездоровой пищи или пониженная активность могут привести к патологиям.
  • Болезни, перенесенные во время беременности, также могут сказаться на развитии слуха малыша.
  • Родовые травмы, неправильно проведенное кесарево могут негативно сказаться на состоянии здоровья новорожденного. Болезни, инфекции, перенесенные в первые месяцы жизни, могут негативно сказаться на слухе ребенка.
  • Аденоиды – мелочь, которая доставляет немало дискомфорта ребенку и много хлопот его родителям. При обнаружении аденоидов отоларингологом их необходимо своевременно удалить, после чего у ребенка пройдут проблемы со слуховым органом.

Нарушения слуха очень тесно переплетаются с задержкой в интеллектуальном или психологическом развитии, так как, не слыша большинства звуков и/или не умея их воспроизводить, ребенок не умеет адекватно воспринимать мир, реагировать на те или иные вещи и просто общаться со сверстниками.

Чтобы предупредить дальнейшие ухудшения слуха и предотвратить отклонения в развитии, необходимо как можно раньше обратиться к специалисту. Итак, симптомы нарушения слуха у ребенка:

  1. В первые недели и месяцы жизни новорожденного диагностировать какие-либо нарушения необычайно сложно. Развитие детей происходит по-разному, однако если малыш в течение трех-четырех недель ни разу ни среагировал на голос матери или не вздрогнул при громком шуме, следует обратиться к педиатру.
  2. Если до пяти месяцев ребенок не воспроизводит никаких звуков, то это опасный симптом. Возможно, он ничего не слышит.
  3. Опять же, если до года малыш не пытается сказать слова, воспроизвести звуки, похожие на речь, – это очень плохой симптом, говорящий о тугоухости, глухоте, в некоторых случаях – аденоидах и связанной со всем этим задержкой в развитии.
  4. Если маленький ребенок пытается воспроизводить звуки лепетанием или каким-либо другим способом, но у него наблюдаются задержки или нарушения развития – необходимо обратиться к врачу (т. к. задержка в развитии может возникать из-за нарушения слуха).
  5. Переспрашивание, реагирование только на громкую речь – симптомы нарушения слуха у детей постарше.

Тугоухость

Тугоухость — потеря функциональности органов слуха, напрямую связанная с возникновением определенных сложностей в восприятии человеческого голоса и сопряженная с сокращением словарного запаса.

  1. Кондуктивная разновидность тугоухости непосредственно связана с возникновением препятствий на пути восприятия и передачи звука (звуков). Звуки окружающего мира не передаются по слуховому каналу от среднего внутреннему уху. Распространенный пример: скопление ушной серы в ушном канале, деформация или травма баpaбанной перепонки, развитие процесса воспаления в ушном канале.
  2. Сенсоневральная разновидность тугоухости вызвана общим снижением функциональности органов слуха, обусловленным возникновением и развитием заболеваний слухового нервного канала или одного из отделов слуха в коре головного мозга человека. Первопричиной данной разновидности является осложнение при заболевании вирусными заболеваниями (групп), развитие патологических заболеваний сердечно-сосудистой системы, систематическое пребывание в стрессовых ситуациях и нервное истощение, постоянное нахождение в зашумленной среде.
  3. Смешанная разновидность тугоухости обусловлена потерей функциональности органов слуха при травмах головы, после длительного приема медикаментов, осложнений воспалительных процессов в органах слуха, перенесенных ушных заболеваний. Смешанная разновидность тугоухости зачастую проявляется вследствие воздействия на органы слуха вибраций и громких монотонных шумов, после перенесенных гипертонических заболеваний, атеросклероза. В преклонном возрасте смешанная разновидность тугоухости обусловлена сниженным кровоснабжением органов слуха.

Глухота — снижение функционирования органов слуха, при котором самостоятельное развитие речевого аппарата невозможно. Глухота является сложной формой нарушения функционала слуха, так как зачастую проявляется у детей с самого рождения и несет ряд осложнений для социальной адаптации детей. Возникновение глухоты происходит из-за генетической наследственности или появления патологий в перинатальный период развития малыша.

Патологии фонематического слуха у малышей

Нарушение фонематического слуха у детей называется дислалией. При этом заболевании человек не может произносить правильно звуки, при этом происходит их смешивание, и это чем-то напоминает речь трехлетнего ребенка. Но у детей этого возраста такая речь считается нормой. О заболевании можно говорить, если речь не меняется по достижении четырех лет.

Основными признаками нарушения фонематического слуха у детей считаются:

  • замена звуков;
  • пропуск звуков в своей речи либо их перестановка;
  • слабое разделение звуков (часто встречается замена «ш» на «с»).

Причины дислалии

Причинами нарушения могут стать:

  • иммунодефицит;
  • инфекционные заболевания;
  • проблемы с щитовидной железой;
  • плохое влияние социума;
  • нeблагоприятный пример (родители с дефектами речи).

Диагностика нарушения слуха у ребенка проводится несколькими специалистами. Лечение дислалии должно выполняться комплексно. Помимо неврологов, участие принимают родители, учителя и логопеды. Различные лекарственные препараты стимулируют работу мозга и увеличивают объем памяти.

Чаще всего врачи назначают «Пантогам» для повышения работоспособности и стимуляции центральной нервной системы. Для снятия напряжения и улучшения сна назначается «Глицин», «Фенибут» – для устранения чувства стpaxa, «Кортексин» применяют при наличии травм головы. Также необходимо скорректировать рацион питания. В это время, согласно существующим методикам, идет развитие фонематического слуха.

Читать еще:  Прокол уха и разрез баpaбанной перепонки при отите

Лечение патологии слуха у малышей

Лечение нарушения слуха у ребенка происходит с помощью следующих способов:

  1. Фармацевтические средства.
  2. Установленные способы сурдологического и логопедического хаpaктера.
  3. Постоянные упражнения слухового и речевого развития.
  4. Применение аппаратов слухопротезирования.
  5. Советы психоневролога для стабилизации нервной системы и психологической сферы малышей.

Логопедическая работа

Логопедическая деятельность при нарушении слуха детей в ДОУ играет важную роль, так как у слабослышащих ребят прослеживаются патологии речи, связанные с произношением. Логопеды проводят обучение таким способом, чтобы усовершенствовать артикуляцию и достичь естественного произнесения слов и фраз. При этом применяются разнообразные логопедические технологии общего хаpaктера и подобранные специально, учитывая индивидуальные особенности малышей.

Существует несколько процедур, которые используются при патологиях слухового канала с целью усовершенствования его функционирования. К ним принадлежат специализированные упражнения на дыхание, а также с языком, челюстями, губами, улыбкой и надуванием щек.

Профилактика

Самые распространенные причины нарушения слуха у детей – наследственность, негативные факторы окружающей среды, неправильный образ жизни родителей и перенесенные болезни.

На основе этого списка можно сделать выводы о том, как обезопасить ребенка от проблем со слухом. С наследственностью ничего сделать нельзя – можно лишь защитить ребенка путем прохождения частых медицинских обследований и своевременных диагностик нарушений.

Во время планирования ребенка также необходимо позаботиться о его здоровье, то есть:

  • начать вести здоровый образ жизни;
  • пить витамины;
  • встать на учет в центре планирования семьи;
  • сдать анализы.

Другие меры

Чтобы не травмировать ушную paковину новорожденного, необходимо правильно чистить уши. Не стоит чистить уши слишком часто – это может навредить, так как в малых количествах ушная сера защищает ушную paковину от агрессивной окружающей среды.

Когда малыш подрастет, необходимо научить его правильно чистить уши и контролировать этот процесс хотя бы в течение нескольких месяцев.

Обезопасьте ребенка от попадания воды в уши во время принятия ванны, душа или купания в водоеме. Контролируйте ребенка во время игр – не позволяйте ему засовывать в уши маленькие острые предметы.

Своевременные прививки – косвенная защита от нарушений речевого слуха у ребенка (т. к. многие прививки предупреждают развитие заболеваний, дающих осложнения на слуховой аппарат).

И главное, как уже обозначалось, при малейших подозрениях сразу же обратиться к специалисту. Ведь на ранней стадии вылечить болезнь гораздо легче, чем запущенную ее форму.

Дети с различными нарушениями слуха

Дети с нарушением слуха являются особой группой социума, поскольку у них нет возможности полноценного общения с окружающей средой. Ведь слух является средством восприятия мира, который наполняют разные звуки: смех и голоса людей, шорох листвы и пение птиц. Полная или частичная потеря слуха у ребенка – единственный физический дефект, который приводит к снижению интеллекта и задержке умственного развития маленького человека.

Согласно статистике, 15 из 1000 новорожденных имеют проблемы со слухом. Сейчас в мире более 500 миллионов людей, которые страдают частичной или полной потерей слуха. Глухота порождает расстройства речи. Слабослышащие дети плохо воспринимают как собственные слова, так и разговоры других людей. Из-за этого им сложно научиться говорить.

Причины глухоты у детей

Нарушение слуха у детей – это полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Причин такого явления несколько:

  1. Наследственность (врожденное нарушение, которое передается детям от их глухих родственников).
  2. Отклонения, связанные с беременностью и родами (инфекционное заболевание будущей мамы, родовые травмы, прием беременной женщиной запрещенных медицинских препаратов, появление на свет недоношенного ребенка).
  3. Детские инфекционные заболевания (менингит, скарлатина, энцефалит, осложнение гриппа, паротит, свинка).
  4. Черепно-мозговые травмы в раннем возрасте.
  5. Хроническое воспаление уха.
  6. Неправильное медикаментозное лечение.

Как определить нарушение у ребенка

Родители могут самостоятельно с помощью несложных приемов проверить слух ребенка на первом году его жизни. Для этого нужно повнимательнее присмотреться к младенцу и выяснить, выполняет ли он следующие действия:

  1. Малыш реагирует криком или широко открытыми глазами на громкие звуки.
  2. Ребенок обращает внимание на голос мамы.
  3. В возрасте 4 месяцев поворачивает голову на голоса людей и звуки, издаваемые игрушками.
  4. В возрасте 1,5-4 месяцев начинает произносить разные звуки, которые в следующие месяцы жизни переходят в более или менее понятную речь.

Кроме того, диагностировать слуховые нарушения у младенца с первых месяцев жизни помогут специалисты. В некоторых странах Европы для этого используют универсальный скрининг – современную технологию, которая помогает безболезненно проверить слух у новорожденного путем исследования работы улитки внутреннего уха. Кроме того, всегда можно обратиться за помощью к детскому врачу.

Классификация детей с нарушением слуха

Р.М. Боскис выделяет две группы ребят с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие. К первой группе относят детей, которые не могут естественно воспринимать речь и самостоятельно ей овладеть.

Глухих малышей и подростков делят еще на два типа: рано оглохших и поздно оглохших.

К первому виду относят тех, кто потерял слух в раннем возрасте, до того, как начал говорить. В большинстве случаев такие дети воспринимают только очень громкие и резкие звуки.

Поздно оглохшими являются те, кто потерял слух вследствие травмы или болезни уже после того, как немного овладел речью. В таком случае родители могут сохранить речевые навыки своего ребенка, занимаясь с ним закреплением выученных слов и обучая чтению по губам.

Слабослышащие (или тугоухие) – это ребята с частичной потерей возможности слышать. У них наблюдают затрудненное речевое развитие, но в то же время самостоятельное освоение речевого запаса слов.

Б.С. Преображенский исследовал детей с проблемами слуха и выделил 4 группы слабослышащих:

  1. Легкая тугоухость (ребенок различает разговорную речь на расстоянии 6-8 м).
  2. Умеренная степень тугоухости (может хорошо слышать на расстоянии 4-6 м).
  3. Значительная степень тугоухости (воспринимает слова и целые предложения на расстоянии 2-4 м).
  4. Тяжелая степень тугоухости (разговорная речь улавливается на расстоянии до 2 м).

Французский врач Института глухонемых в Париже Итар сделал такую классификацию слабослышащих:

  1. Малыши, которые слышат громкую речь возле самого уха.
  2. Ребята, различающие гласные и согласные буквы.
  3. Дети, которые воспринимают только некоторые гласные и согласные.
  4. Не различающие слов, но слышащие разные звуки (звонок в двери, гром и т.д.).
  5. Полностью глухие.

Западные ученые различают 3 степени тугоухости – легкую, среднюю и тяжелую – и 3 группы глухоты: полную, почти полную, частичную.

Речь слабослышащих детей

Обучение речи ребенка сильно зависит от степени снижения слуха. Чем меньше малыш слышит, тем хуже он говорит. В особо тяжелых случаях, когда ребенок почти ничего не слышит, он может быть глухонемым. Неслышащие дети нуждаются в специальном обучении сурдопедагога.

Врачи утверждают, что дети, которые потеряли слух в возрасте до 2 лет, когда речь еще была несформированной, без ранней помощи не могут общаться с людьми всю оставшуюся жизнь.

Если же малыш перестал слышать в 3-3,5 года, его речь еще можно сохранить с помощью специального обучения.

В 4-5 лет слабослышащий ребенок также забывает все выученные слова и фразы, если с ним сразу же не начнет заниматься специалист.

Потеря слуха в 6-7 лет может сильно испортить речь маленького человека без немедленной помощи специалиста.

Для того чтобы ребенок не смог нормально овладеть своей речью, достаточно даже частичной глухоты. Частичная потеря слуха в возрасте до 3 лет способствует значительной задержке и недоразвитию речи, а после 3 лет может полностью сохраниться благодаря обучению специалиста.

Поздно оглохшие дети отличаются от тех, кто потерял слух в раннем возрасте. Такие ребята уже владеют речью и поступают в специальные школы, где их учат читать по губам.

Речевое развитие маленького ребенка полностью зависит от взрослых. При своевременном обнаружении потери слуха у малыша и специальной помощи слух можно сохранить.

Лечение детей с плохим слухом

Нарушение слуха у малышей влияет на их взаимодействие с окружающим миром и создает большой дискомфорт.

Современная медицина может упростить жизнь детям с такими проблемами. Не потерять речевых навыков с ухудшением слуха дошкольникам поможет слуховой аппарат. Хороший специалист сможет подобрать ребенку правильное устройство, которое будет усиливать звуки и поспособствует эффективному речевому развитию ребенка. Есть несколько видов слуховых аппаратов:

  • заушные, которые располагаются за ухом;
  • внутриушные, находящиеся в ушном проходе;
  • внутрикaнaльные, которые позволяют аппарату проникнуть глубоко в ухо;
  • Open-Fit (“открытое ухо”) – современные слуховые аппараты, почти незаметные невооруженным глазом.

Кроме слуховых аппаратов есть много медикаментозных и хирургических способов лечения глухоты, которые каждому маленькому пациенту индивидуально подбирает врач. Ведь сильная потеря слуха может отобразиться на эмоциональном и психическом состоянии ребенка. Если он чувствует себя не таким, как все, проявляет постоянную раздраженность и агрессию, его следует показать психологу.

В наше время детская глухота не является приговором. Дети с нарушениями слуха могут стать полноценными члeнами общества, если ими займутся родители и специалисты. Глухие или слабослышащие малыши будут чувствовать себя счастливыми в позитивной эмоциональной среде и стабильной семейной атмосфере. Их будущее в руках любящих людей.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Как не потолстеть во время беременности

Как не потолстеть во время беременности Милые женщины, здесь вы найдёте ответы на многие житейские вопросы хитростей, как не потолстеть во время...

29 11 2021 0:30:24

ФерроФольгамма® (FerroFolgamma®)

Ферро-Фольгамма® (Ferro-Folgamma®) Ферро-Фольгамма Ферро-Фольгамма: инструкция по применению и отзывы Латинское название: Ferro-Folgamma Код ATX: BAE...

29 11 2021 22:38:18

Гемангиомы в телах позвонков: опасные размеры и лечение

Гемангиомы в телах позвонков: опасные размеры и лечение Гемангиома позвоночника Гемангиома позвоночника – это доброкачественное поражение тела позвонка. В...

29 11 2021 18:10:15

Гематометра

Гематометра Гематометра Гематометра – это скопление крови в полости матки, связанное с нарушением оттока послеабортных, послеродовых или менструальных...

25 11 2021 12:14:53

Давление человека и пульс — норма по возрасту

Давление человека и пульс — норма по возрасту Норма давления и пульса по возрастам в таблице Сердечно-сосудистая система играет значимую роль в...

29 11 2021 23:43:32

Прополис при панкреатите: лечение поджелудочной железы

Прополис при панкреатите: лечение поджелудочной железы Польза прополиса при панкреатите Продукты пчеловодства давно используют в народной медицине. Особую...

29 11 2021 6:23:41

Как может передаваться вирус папилломы человека (ВПЧ)?

Как может передаваться вирус папилломы человека (ВПЧ)? Папилломавирус: как передается и как избежать заражения Вирус папилломы долгое время может...

29 11 2021 16:50:11

Березовый деготь от лишая у кошки. Курс лечения

Березовый деготь от лишая у кошки. Курс лечения Лечение лишая у кошек и котят народными средствами Народные средства от лишая у кошек – альтернативный...

29 11 2021 2:22:30

Гипертоническая болезнь

Гипертоническая болезнь Гипертоническая болезнь: классификация и симптомы Гипертонической болезнью называют заболевание, которое сопровождается длительным...

29 11 2021 3:41:56

Низкая температура у взрослого

Низкая температура у взрослого причин пониженной температуры тела Каждый знает о том, что повышение температуры тела – признак нездоровья. Однако о...

29 11 2021 4:26:50

причин, почему ходить даже полезнее, чем вы думаете

причин, почему ходить даже полезнее, чем вы думаете Эти причин заставят вас ходить пешком каждый день Когда-то Гиппократ сказал, что ходьба – лучшее...

29 11 2021 5:52:51

Что такое манифестный гипотиреоз, и как его лечить?

Что такое манифестный гипотиреоз, и как его лечить? Разновидности и способы лечения манифестного гипотиреоза Манифестный гипотиреоз – эндокринная болезнь,...

29 11 2021 16:52:33

«Оциллококцинум» гомеопатическое средство

«Оциллококцинум» - гомеопатическое средство Оциллококцинум ® Инструкция Оциллококцинум ® , Гранулы Регистрационный номер П N/ Торговое название...

29 11 2021 8:20:42

Имеются ли лимфоузлы на спине

Имеются ли лимфоузлы на спине Лимфатические узлы на спине Маленькие, не более боба, лимфатические узлы, как изюм в булочке, присутствуют во всём теле...

29 11 2021 20:24:23

Ингаляции небулайзером при температуре

Ингаляции небулайзером при температуре Все про ингаляции при температуре: можно или нельзя Можно ли делать ингаляции при температуре ребенку — этот вопрос...

29 11 2021 16:21:42

Специальная диета для лечения желчнокаменной болезни без операции

Специальная диета для лечения желчнокаменной болезни без операции Желчекаменная болезнь лечение без операции Желчнокаменная болезнь – это хроническое...

29 11 2021 21:50:31

Лечение вросшего ногтя на ноге

Лечение вросшего ногтя на ноге Как лечить вросший ноготь на ноге Вросший ноготь (онихокриптоз) – распространенное состояние, при котором угол или край...

29 11 2021 20:43:31

Диагностика и лечение милиарного туберкулёза лёгких

Диагностика и лечение милиарного туберкулёза лёгких Милиарный туберкулез: причины, симптомы, диагностика и лечение Туберкулез – это одно из самых древних...

29 11 2021 20:55:38

Грецкие орехи при беременности: чудо природы для вашего здоровья

Грецкие орехи при беременности: чудо природы для вашего здоровья Грецкие орехи при беременности: чудо природы для вашего здоровья Грецкий орех – чудо,...

10 11 2021 3:15:32

Можно ли есть при похудении тушеную капусту

Можно ли есть при похудении тушеную капусту Тушеная капуста для похудения — быстрый результат при вкусном рационе Повальная мода на здоровое питание...

29 11 2021 4:56:43

Что делать, если задержка мecячных уже дней

Что делать, если задержка мecячных уже дней Вопрос: Что делать, если задержка мecячных дней? Сайт предоставляет справочную информацию исключительно...

29 11 2021 19:11:36

Эхинококк

Эхинококк Что такое эхинококк Эхинококк принадлежит к роду паразитических ленточных червей отряда циклофиллид, семейства тениид. Пoлoвoзрелые особи...

29 11 2021 10:39:53

Вред пластиковой посуды, упаковки: как использовать и не навредить здоровью, маркировка не вредного пищевого пластика

Вред пластиковой посуды, упаковки: как использовать и не навредить здоровью, маркировка не вредного пищевого пластика Как использовать пластиковую...

29 11 2021 7:20:17

Инструкция по применению Метиленовая синь (Метиленовая синька)

Инструкция по применению Метиленовая синь (Метиленовая синька) Метиленовый Синий Метиленового синего раствор содержит метилтиониния хлорид в качестве...

29 11 2021 7:44:17

Эфедрин: действие препарата на организм

Эфедрин: действие препарата на организм Эфедрин - наркотик, ломающий жизни Эфедрин – растительный и ядовитый алкалоид, оказывающий стимулирующее действие...

29 11 2021 18:33:14

Появился ушиб, синяк, гематома? Все поправимо, если правильно подобрать средство!

Появился ушиб, синяк, гематома? Все поправимо, если правильно подобрать средство! Появился ушиб, синяк, гематома? Все поправимо, если правильно подобрать...

29 11 2021 16:58:26

Анализ на гормоны у женщин

Анализ на гормоны у женщин Какие гормоны сдать чтобы определить гормональный сбой у женщины? Анализ на гормональный фон у женщин является важнейшим...

29 11 2021 5:45:59

Как использовать лекарственный препарат Остемакс

Как использовать лекарственный препарат Остемакс Как использовать лекарственный препарат Остемакс Таблетки Остемакс благотворно влияют на минерализацию...

29 11 2021 6:28:49

Если закладывает уши и кружится голова

Если закладывает уши и кружится голова Закладывает ухо и кружится голова: причины и лечение Для волнения нет повода, если закружилась голова, заложило уши...

29 11 2021 6:26:29

Полидекса: инструкция по применению, цена, отзывы, аналоги

Полидекса: инструкция по применению, цена, отзывы, аналоги Полидекса с Фенилэфрином Спрей назальный имеет в составе неомицина сульфат, полимиксина B...

29 11 2021 19:55:34

Что делать если проявился пришеечный кариес и как не допустить разрушения зуба под десной

Что делать если проявился пришеечный кариес и как не допустить разрушения зуба под десной Опасность кариеса, локализованного под десной, и особенности его...

29 11 2021 17:27:16

Лечение керосином

Лечение керосином Лечение керосином в народной медицине Керосин как лекарственное средство используется уже довольно давно. Лечение керосином получило...

29 11 2021 16:23:33

Аденофлегмона

Аденофлегмона Что такое аденофлегмона Под флегмоной принято понимать острый воспалительный процесс с сопутствующим ему нагноением, который протекает в...

29 11 2021 20:19:42

Если родинка кровоточит

Если родинка кровоточит Родинка кровоточит: причины и домашние методы остановки крови Родинка кровоточит – это опасный симптом, требующий...

29 11 2021 21:48:18

Чем отличается Мезим от Панкреатина?

Чем отличается Мезим от Панкреатина? Чем отличается Мезим от Панкреатина? Регулярные проблемы с пищеварением, постоянное ощущение тяжести в желудке после...

29 11 2021 13:16:52

Лечение потницы на лице у новорожденного

Лечение потницы на лице у новорожденного Причины появления и способы лечения потницы на лице у грудничка Потница на лице у грудничка появляется довольно...

29 11 2021 2:44:40

Глазные капли для новорожденных

Глазные капли для новорожденных Список глазных капель для новорожденных и детей от года: антибактериальные, противовоспалительные и антисептические У...

23 10 2021 2:28:49

Склеротерапия геморроидального узла

Склеротерапия геморроидального узла Склеротерапия геморроидального узла Справочная +() - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения...

29 11 2021 8:29:20

Антаксон

Антаксон Антаксон: инструкция по применению и отзывы Латинское название: Antaxone Код ATX: NBB Действующее вещество: налтрексон (naltrexone)...

29 11 2021 13:38:49

Массаж грудничкам при кривошее

Массаж грудничкам при кривошее Массаж при кривошее у грудничков Кривошея у новорожденных — явление довольно распространенное. Около -% младенцев...

29 11 2021 0:32:44

Как бороться с интоксикацией при ангине

Как бороться с интоксикацией при ангине Ангина (тонзиллит) – бактериальное заболевание, вызванное кокками (чаще стрептококками, но встречается...

29 11 2021 10:43:15

Как лечить сколиоз позвоночника у взрослых — симптомы заболевания, лечебная гимнастика

Как лечить сколиоз позвоночника у взрослых — симптомы заболевания, лечебная гимнастика ЛФК - Лечебная гимнастика Сколиоз у взрослых Сколиоз у взрослых...

29 11 2021 16:50:29

Антиглист форте — отзыв покупателя

Антиглист форте — отзыв покупателя Капли Антиглист Форте от паразитов Капли Антиглист Форте считаются одним из самых эффективных средств от паразитов. Они...

29 11 2021 3:36:29

Доктор попов лечение геморроя

Доктор попов лечение геморроя Живительная сила огурца Живительная сила огурца (Доктор Попов) — мем про народного целителя Доктора Попова, который...

29 11 2021 11:50:30

Экстрасистолия и брадикардия

Экстрасистолия и брадикардия Брадикардия при экстрасистолии Брадикардия — один из видов аритмии, который хаpaктеризуется снижением частоты сердечных...

29 11 2021 11:30:46

Ренин в крови

Ренин в крови Ренин в крови Ренин в крови – биохимический показатель, хаpaктеризующий концентрацию протеолитического фермента в сыворотке. Данный анализ...

29 11 2021 1:26:57

Как самостоятельно очистить кишечник клизмами

Как самостоятельно очистить кишечник клизмами Как делать клизму для очищения кишечника в домашних условиях: растворы, показания и противопоказания...

29 11 2021 14:33:19

Чай с имбирем польза и вред

Чай с имбирем - польза и вред рецептов вкусного чая с имбирем (+польза и вред для здоровья) Корень имбиря — очень полезный продукт, который показан при...

29 11 2021 19:36:17

Изжога тяжесть в желудке

Изжога тяжесть в желудке Причины и лечение тяжести в желудке и изжоги января , : Эксперт статьи: Незванова Светлана Александровна ,...

29 11 2021 8:55:14

Как лечить плечевой сустав

Как лечить плечевой сустав Как лечить артроз плечевого сустава в домашних условиях народными средствами В домашних условиях лечение артроза плечевого...

29 11 2021 21:40:28

Еще:
Гармония -1 :: Гармония -2 :: Гармония -3 :: Гармония -4 :: Гармония -5 :: Гармония -6 :: Гармония -7 :: Гармония -8 :: Гармония -9 :: Гармония -10 :: Гармония -11 :: Гармония -12 :: Гармония -13 :: Гармония -14 :: Гармония -15 :: Гармония -16 :: Гармония -17 :: Гармония -18 :: Гармония -19 :: Гармония -20 :: Гармония -21 :: Гармония -22 :: Гармония -23 :: Гармония -24 :: Гармония -25 :: Гармония -26 :: Гармония -27 :: Гармония -28 :: Гармония -29 :: Гармония -30 :: Гармония -31 :: Гармония -32 :: Гармония -33 :: Гармония -34 :: Гармония -35 :: Гармония -36 :: Гармония -37 :: Гармония -38 :: Гармония -39 :: Гармония -40 :: Гармония -41 :: Гармония -42 :: Гармония -43 :: Гармония -44 :: Гармония -45 :: Гармония -46 :: Гармония -47 :: Гармония -48 :: Гармония -49 :: Гармония -50 :: Гармония -51 :: Гармония -52 :: Гармония -53 :: Гармония -54 :: Гармония -55 :: Гармония -56 :: Гармония -57 :: Гармония -58 :: Гармония -59 :: Гармония -60 :: Гармония -61 :: Гармония -62 :: Гармония -63 :: Гармония -64 :: Гармония -65 :: Гармония -66 :: Гармония -67 :: Гармония -68 :: Гармония -69 :: Гармония -70 :: Гармония -71 :: Гармония -72 :: Гармония -73 :: Гармония -74 :: Гармония -75 :: Гармония -76 :: Гармония -77 :: Гармония -78 :: Гармония -79 :: Гармония -80 :: Гармония -81 :: Гармония -82 :: Гармония -83 :: Гармония -84 :: Гармония -85 :: Гармония -86 :: Гармония -87 :: Гармония -88 :: Гармония -89 :: Гармония -90 :: Гармония -91 :: Гармония -92 :: Гармония -93 :: Гармония -94 :: Гармония -95 :: Гармония -96 :: Гармония -97 :: Гармония -98 :: Гармония -99 :: Гармония -100 :: Гармония -101 :: Гармония -102 :: Гармония -103 :: Гармония -104 :: Гармония -105 :: Гармония -106 :: Гармония -107 :: Гармония -108 :: Гармония -109 :: Гармония -110 :: Гармония -111 :: Гармония -112 :: Гармония -113 :: Гармония -114 :: Гармония -115 :: Гармония -116 :: Гармония -117 :: Гармония -118 :: Гармония -119 :: Гармония -120 :: Гармония -121 :: Гармония -122 :: Гармония -123 :: Гармония -124 :: Гармония -125 :: Гармония -126 :: Гармония -127 :: Гармония -128 :: Гармония -129 :: Гармония -130 :: Гармония -131 :: Гармония -132 :: Гармония -133 :: Гармония -134 :: Гармония -135 :: Гармония -136 ::

Каждому хочется прожить свою единственную жизнь без тревог, проблем и волнений. Я собрала здесь те материалы, которые показались мне наиболее полезными в этом отношении, и с удовольствием делюсь им с вами.

ADD    LI