Главные условия воспитания детей в семье > Гармония
Технология здоровья    

Главные условия воспитания детей в семье

Главные условия воспитания детей в семье

Семья не может быть заменена ни одним воспитательным институтом. Она — главный воспитатель. Более влиятельной силы на развитие и становление личности ребенка не существует. Именно в ней закладываются основы социального «Я», фундамент будущей жизни человека.

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.

В связи с чем, считаю актуальным рассмотреть основные методы и приемы семейного воспитания.

Целью работы является теоретическое исследование методов и приемов семейного воспитания. Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

— Дана хаpaктеристика условиям воспитания ребенка в семье;

— Приведены методы и приемы семейного воспитания;

— Исследованы неправильные методы семейного воспитания.

Условия воспитания ребенка в семье

Семейное воспитание всегда было наиболее значимым в жизни каждого человека. Как известно, воспитание в широком смысле этого слова — это не только направленное и намеренное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т.п.

Анализ литературы по проблемам семейного воспитания показывает, что между детьми, которых воспитывали в строгости (с наказаниями) с детьми, воспитывавшимися более мягко (без наказаний) — если не брать крайние случаи — нет большой разницы. Следовательно, воспитательное воздействие семьи — это не только ряд целенаправленных воспитательных моментов, оно состоит в чем-то более существенном.

Как правило, в памяти каждого человека остается особая атмосфера родного дома, связанная со многими ежедневными незначительными событиями, или страх, который мы переживали в связи со многими, непонятными для нас событиями. Именно такая спокойная и радостная или напряженная, полная опасения и стpaxa атмосфера больше всего действует на ребенка, на его рост и становление, накладывает глубокий отпечаток на все его последующее развитие.

Поэтому одним из ведущих условий благоприятного воспитания в семье мы можем выделить — благоприятный психологический климат. Как известно, одним из важных условий является семейная атмосфера, которая определяется, прежде всего, тем, как члeны семьи общаются друг с другом, тем социально-психологическим климатом, хаpaктерным для той или иной семьи, он и составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.

Вторым условием воспитания в семье являются те воспитательные методы и приемы, с помощью которых родители целенаправленно воздействуют на ребенка. Разные позиции, с которых взрослые подходят к воспитанию своих детей, можно охаpaктеризовать следующим образом: прежде всего — это различная степень эмоционального участия, авторитетности и контроля за воспитанием детей, и, наконец, — это степень участия родителей в переживаниях детей.

Холодное, эмоционально нейтральное отношение к ребенку нeблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его, обедняет, ослабляет. В то же время эмоциональное тепло, в котором ребенок нуждается так же, как и в пище, не следует выдавать в избыточном количестве, заваливая малыша массой эмоциональных впечатлений, привязывая его к родителям в такой мере, что он становится неспособным оторваться от семьи и начать жить самостоятельной жизнью. Воспитание не должно стать идолом разума, куда чувствам, эмоциям вход запрещен. Здесь важен комплексный подход.

Третье условие — авторитет родителей, взрослых в воспитании детей. Анализ современной ситуации показывает, что родители с уважением относятся к потребностям и интересам своих детей, их взаимоотношения более демократичны и направлены на сотрудничество. Однако, как известно, семья является особым общественным институтом, где между родителями и детьми не может быть такого равенства, как между взрослыми члeнами общества. В тех семьях, где отсутствует контроль за поведением ребенка и он не знает, что правильно, а что — нет, из этой неуверенности вытекает и его собственная нетвердость, а иногда даже и страх.

В социальном плане ребенок лучше всего развивается таким образом, что ставит себя на место того, кого он считает авторитетным, мудрым, сильным, нежным и, любящим. Ребенок отождествляет себя с родителями, имеющими эти ценные качества, старается подражать им. Лишь родители, пользующиеся авторитетом у своих детей, могут стать для них таким примером.

Следующее важное условие, которое необходимо учитывать в семейном воспитании — роль наказаний и поощрений в воспитании детей. Ребенок учится многое понимать таким образом, что ему ясно дают знать, что является правильным, а что — нет: он нуждается в поощрении, признании, похвале или иной форме одобрения в случае, если он поступает правильно, и в критике, несогласии и наказании в случае неправильных поступков. Дети, которых хвалят за хорошее поведение, но которых не наказывают при неправильных действиях, обычно учатся всему более медленно и с трудом. Такой подход к наказанию имеет свою обоснованность и является вполне резонной составной частью воспитательных мер.

При этом не следует забывать, что положительные эмоциональные переживания должны преобладать над отрицательными в процессе воспитания детей, поэтому ребенка следует чаще хвалить и поощрять, чем бранить и наказывать. Об этом родители часто забывают. Им иногда кажется, что они могут испортить ребенка, если лишний раз похвалят его за что-то хорошее; хорошие поступки они считают чем-то обычным и не видят того, с каким трудом дались они малышу. И родители наказывают ребенка за каждую, плохую отметку или замечание, принесенные им из школы, тогда как успеха (хотя бы относительного) они не замечают или намеренно недооценивают. На самом же деле им бы следовало поступать наоборот: за каждый успех ребенка надо похвалить и постараться не заметить его неудач, которые случаются с ним не так уж часто.

Естественно, наказание никогда не должно быть таким, чтобы оно нарушало контакты между ребенком и родителями. Физические наказания чаще всего свидетельствуют о бессилии воспитателя, они вызывают в детях чувство унижения, стыда и не способствуют развитию самодисциплины: дети, которых наказывают подобным образом, как правило, бывают послушными лишь под надзором взрослых, и ведут себя совсем по-другому, когда рядом с ними их нет.

Развитию сознательности скорее способствуют наказания «психологические»: если мы дадим ребенку понять, что не согласны с ним, что хотя бы на какой-то момент он не может рассчитывать на нашу симпатию, что мы на него сердимся и поэтому чувство вины, является сильным регулятором его поведения. Каким бы ни было наказание, оно не должно вызывать в ребенке чувство, что он потерял родителей, что его личность унижена и отвергнута.

Следующее условие, влияющее на воспитание в семье — это отношения между братьями и сестрами. Семья с одним ребенком была раньше исключением, сегодня таких семей очень много. В некотором роде одного ребенка воспитывать легче, родители могут уделить ему больше времени и сил; ребенку также не приходится с кем-то делить любовь родителей, у него не возникает повода для ревности. Но, с другой стороны, положение единственного ребенка незавидное: ему не хватает важной жизненной школы, опыт которой лишь частично может восполнить его общение с другими детьми, но которую в полной мере нельзя заменить. Школа большой семьи — это отличная школа, где дети учатся не быть эгоистами.

Однако влияние братьев и сестер на развитие ребенка не столь сильно, чтобы можно было утверждать, что единственный ребенок в своем социальном развитии обязательно должен отставать от ребенка из большой семьи. Дело в том, что жизнь в большой семье несет с собой ряд конфликтных ситуаций, которые не всегда удается правильно решить детям и их родителям. Прежде всего, это взаимная ревность детей. Проблемы, обычно, возникают там, где родители неразумно сравнивают детей друг с другом и говорят, что один из детей лучше, умнее, милее и т.п.

Большую или меньшую роль в семье часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.

Прежде всего, это помощь, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.

Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспopно важна и довольно значительна.

Читать еще:  Значение имени Антон, происхождение, хаpaктер и судьба имени Антон

Однако не всегда она положительна, так как нередко многие бабушки и дедушки портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подарками и чуть ли не покупают его любовь, перетягивая на свою сторону.

В отношениях бабушек и дедушек со своими внуками есть и другие «подводные рифы» — они вольно или невольно подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что они запретили.

Однако в любом случае совместное сосуществование поколений является школой личной зрелости, иногда суровой и трагической, а иногда — приносящей радость, обогащающей взаимоотношения людей. Больше, где бы то ни было, люди здесь учатся взаимопониманию, взаимной терпимости, уважению и любви. И та семья, которой удалось преодолеть все трудности отношений со старшим поколением, дает детям много ценного для их общественного, эмоционального, нравственного и психического развития.

Таким образом, воспитание ребенка сегодня должно стать чем-то большим, чем простой передачей готовых знаний, умений, навыков и стиля поведения. Подлинное воспитание сегодня — это постоянный диалог воспитателя с ребенком, в процессе которого ребенок все в большей мере осваивает способность к принятию самостоятельных решений, что поможет ему стать полноправным члeном общества, наполнит его жизнь смыслом.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Кулинария (61)
  • Салаты (3)
  • На завтpaк (3)
  • Дети (33)
  • Здоровье (13)
  • Развитие речи (8)
  • Воспитание ребенка (8)
  • Подготовка к школе (2)
  • Интересности (31)
  • Путешествия (13)
  • Животные (2)
  • Зарядка для ума (1)
  • Красота (27)
  • Дачники (12)
  • 10 уникально-красивых мест (10)
  • Психология (5)
  • Отношения (4)
  • Притчи (3)
  • Видео (2)
  • Необычное и неопознаное (0)
  • Напитки и блюда к празднику (0)
  • Делаем сами (0)
  • Психология (0)
  • Природа (0)
  • Мир животных (0)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Главные условия воспитания детей в семье

Семейный климат. Как надо воспитывать своего ребенка? Как правило, родители ждут конкретного ответа на этот вопрос: воспитывать строго или снисходительно? наказывать или не наказывать? воспитывать авторитетно или по-товарищески? чувством или разумом? Эти и другие подобные вопросы, конечно, имеют право на существование, однако в настоящее время становится ясно, что вопросы эти не являются главными. Кроме того, с этими вопросами связано возникновение у родителей опасения, что воспитывать они не умеют, что что-то делают плохо, что-то уже неисправимо испортили, а сама эта неуверенность плохо отражается на воспитании детей.

Воспитание в широком смысле этого слова — это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т. п.

Результаты исследований показали, что между детьми, которых воспитывали в строгости (с наказаниями) с детьми, воспитывавшимися более мягко (без наказаний) — если не брать крайние случаи — нет большой разницы. Следовательно, воспитательное воздействие семьи -это не только ряд целенаправленных воспитательных моментов, оно состоит в чем-то более существенном.

Что, собственно, остается в нашей памяти от детства, когда мы уже стали взрослыми, когда уже забываются отдельные случаи, происходившие с нами в этот период? Очевидно, в памяти остается что-то, что нас формировало прежде всего: какая-то особая атмосфера родного дома, связанная со многими ежедневными незначительными событиями, или страх, который мы переживали в связи со многими, непонятными для нас событиями. Именно такая спокойная и радостная или напряженная, полная опасения и стpaxa атмосфера больше всего действует на ребенка, на его рост и становление, накладывает глубокий отпечаток на все его последующее развитие.

Сегодня мы знаем, что хаpaктер этой семейной атмосферы определяется прежде всего тем, как члeны семьи
общаются друг с другом. Есть дружные семьи, в которых никто не остается в стороне, где нет тех, кто подавляет инициативу и активность других. В семье царит атмосфера эмоционального тепла, здесь делятся друг с другом мыслями и переживаниями. Здесь царит согласие, противоречия не скрывают, а пытаются их разрешить. Говорить в семье принято открыто: здесь что говорят, то и думают, ничто не скрывается, никому не надо изворачиваться и лгать. Каждый здесь говорит не только о своих собственных переживаниях, но умеет и выслушать другого. В таких семьях любят смех и юмор, нет злого колючего сарказма, не услышать огульного осуждения всего и всех. Родители здесь уважают и поддерживают друг друга — не очерняют друг друга в глазах ребенка, не подрывают авторитет. И что важно — в этих семьях принято правдиво рассказывать о своих переживаниях вне семьи. Семья, таким образом, превращается в мир, в котором отражается вся жизнь и где все трудности преодолеваются с помощью всех члeнов семьи.

Само собой разумеется, что семейный климат меняется; на нем отражаются трудности, с которыми люди встречаются, что здесь не все время стоят солнечные дни. Многое меняется по мере того, как дети подрастают, а силы родителей убывают, они стареют. Как в природе, например, меняется погода, так меняется и семейная атмосфера -один день может быть ясным и солнечным, а другой — пасмурным, иногда может разразиться и гроза. И все-таки можно говорить о существовании определенного климата, хаpaктерного для той или иной семьи, он и составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.

Методы воспитания. Мы уже говорили, что в воспитании ребенка решающую роль играет семейный климат, обусловленный взаимоотношениями члeнов семьи. Однако нельзя полностью отрицать значения воспитательных методов и приемов, с помощью которых родители целенаправленно воздействуют на ребенка. Разные позиции, с которых взрослые подходят к воспитанию своих детей, можно охаpaктеризовать следующим образом: прежде всего -это различная степень эмоционального участия, авторитетности и контроля за воспитанием детей, и, наконец, — это степень участия родителей в переживаниях детей.

Холодное, эмоционально нейтральное отношение к ребенку нeблагоприятным образом отражается на его развитии, оно тормозит его, обедняет, ослабляет. В то же время эмоциональное тепло, в котором ребенок нуждается так же, как и в пище, не следует выдавать в избыточном количестве, заваливая малыша массой эмоциональных впечатлений, привязывая его к родителям в такой мере, что он становится неспособным оторваться от семьи и начать жить самостоятельной жизнью. Воспитание не должно стать идолом разума, куда чувствам, эмоциям вход запрещен. Здесь важен комплексный подход.

Следует подробнее остановиться на вопросах авторитета в воспитании детей. Еще в начале прошлого века воспитание ребенка сводилось к тому, что малыш должен был научиться, прежде всего, слушаться родителей, слушаться беспрекословно, ему следовало слушаться точно так же своих учителей, мастера, начальника, беспрекословно соблюдать законы, действовавшие в его обществе. Этот дух абсолютного слепого послушания сейчас полностью или частично исчез из наших семей. Сегодня мы являемся свидетелями уважительного отношения родителей к своим детям, большей демократичности их взаимоотношений. Демократизация общественных отношений, естественно, способствовала и развитию демократизации внутри семьи.

Однако не следует забывать, что семья является особым общественным институтом, где между родителями и детьми не может быть такого равенства, как между взрослыми члeнами общества. И хотя мы считаем, что сегодня следует предоставлять ребенку больше свободы, чтобы он был более самостоятельным, мог действовать с большей ответственностью, все-таки не следует забывать, что жизненный опыт ребенка еще слишком ограничен. Поэтому он должен знать, что есть определенная область, где он волен действовать свободно, но есть и другая, где он должен подчиниться. В тех семьях, где отсутствует контроль за поведением ребенка и он не знает, что правильно, а что — нет, из этой неуверенности вытекает и его собственная нетвердость, а иногда даже и страх.

В социальном плане ребенок лучше всего развивается таким образом, что ставит себя на место того, кого он считает авторитетным, мудрым, сильным, нежным и, любящим. Ребенок отождествляет себя с родителями, имеющими эти ценные качества, старается подражать им. Лишь родители, пользующиеся авторитетом у своих детей, могут стать для них таким примером. Важно, правда, чтобы это был естественный авторитет, основанный на большом опыте, мудрости, силе и доброте, чтобы послушание ребенка было добровольным и сознательным. Для малыша, который большую часть времени проводит с матерью, она является естественным и необходимым авторитетом. Ребенок постарше уже понимает структуру семьи и способен понимать дополняющие друг друга роли родителей. Итак, самое главное в семейных отношениях — отношения между супругами, их взаимодополняемые роли и их единая линия в воспитании ребенка, когда ни один из них не подрывает ни авторитета, ни любви другого.

Читать еще:  Значение имени Генриетта

Из сказанного вытекает и наш взгляд на роль наказаний в воспитании детей. Ребенок учится многое понимать таким образом, что ему ясно дают знать, что является правильным, а что — нет: он нуждается в поощрении, признании, похвале или иной форме одобрения в случае, если он поступает правильно, и в критике, несогласии и наказании в случае неправильных поступков. Дети, которых хвалят за хорошее поведение, но которых не наказывают при неправильных действиях, обычно учатся всему более медленно и с трудом. Такой подход к наказанию имеет свою обоснованность и является вполне резонной составной частью воспитательных мер.

При этом не следует забывать, что положительные эмоциональные переживания должны преобладать над отрицательными в процессе воспитания детей, поэтому ребенка следует чаще хвалить и поощрять, чем бранить и наказывать. Об этом родители часто забывают. Им иногда кажется, что они могут испортить ребенка, если лишний раз похвалят его за что-то хорошее; хорошие поступки они считают чем-то обычным и не видят того, с каким трудом дались они малышу. И родители наказывают ребенка за каждую, плохую отметку или замечание, принесенные им из школы, тогда как успеха (хотя бы относительного) они не замечают или намеренно недооценивают. На самом же деле им бы следовало поступать наоборот: за каждый успех ребенка надо похвалить и постараться не заметить его неудач, которые случаются с ним не так уж часто.

Далее в вопросе о наказании не следует забывать о том, что оно должно следовать сразу же за проступком. Если ребенок не знает, за что его наказывают, то и наказание не имеет никакого смысла и даже может принести ребенку вред.

Естественно, наказание никогда не должно быть таким, чтобы оно нарушало контакты между ребенком и родителями. Физические наказания, кроме скорее символических шлепков совсем маленького ребенка, не должны применяться, чаще всего они свидетельствуют о бессилии воспитателя. Физические наказания вызывают в детях чувство унижения, стыда и не способствуют развитию самодисциплины: дети, которых наказывают подобным образом, как правило, бывают послушными лишь под надзором взрослых, и ведут себя совсем по-другому, когда рядом с ними их нет.

Развитию сознательности скорее способствуют наказания «психологические»: если мы дадим ребенку понять, что не согласны с ним, что хотя бы на какой-то момент он не может рассчитывать на нашу симпатию, что мы на него сердимся и т. п. Чувство вины, пробужденное нами в ребенке, является сильным регулятором его поведения и тогда, когда ребенок остается без надзора взрослых. Необходимо помнить, что и чувство вины может быть слишком сильным, отчего начинает страдать любая активность ребенка. Каким бы ни было наказание, оно не должно вызывать в ребенке чувство, что он потерял родителей, что его личность унижена и отвергнута. Итак, можно сказать, что хотя наказание и играет определенную роль в воспитании детей, к нему следует прибегать с большой осторожностью.

Кроме любви и авторитета, успех воспитания определяется и мерой сопереживания родителей по отношению к детским поступкам. Родители по-разному разделяют с детьми все пережитое, их радости и горести. Некоторые родители знают много о своих детях, другие же — почти ничего. Есть и такие родители, для которых остаются незаметными тяжелые душевные потрясения их детей, а в случае неожиданной для них трагедии они не перестают удивляться. С другой стороны, некоторые родители чуть ли не принуждают ребенка к доверию, а если ребенок что-то утаивает от них, они считают это нeблагодарностью и обижаются на него. Ребенок, понуждаемый таким образом полностью открыть свой внутренний мир, начинает чувствовать себя лишенным права иметь что-то свое, личное, сокровенное, принадлежащее только ему. Это чувство хорошо выразила одна дeвoчка, когда на предложение нарисовать свою семью она в качестве сюжета своего рисунка выбрала мать, стоящую на коленях в комнате дeвoчки и роющуюся в ее письменном столе, под рисунком дeвoчка написала: «Как мама роется в моих личных вещах».

Условия правильного воспитания детей в семье

Важ­нейшая роль принадлежит авторитету и личному примеру ро­дителей, их педагогическому такту, культуре быта в семье, зна­нию возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добро­вольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам.

А. С. Макаренко вскрыл сущность истинного и виды ложного авторитета. Истинный гражданский авторитет определяется об­щественным лицом родителей, их отношением к труду и общест­венной собственности, их поведением в семье и отношением к семейным обязанностям, к ребенку, к его воспитанию. Авторитет родителей завоевывается и в общественно-бытовых делах: участие в благоустройстве двора, оказание помощи детскому саду, школе.

Воспитательная сила личного примера родителей обусловле­на психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требователь­ный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания. «Ваше собственное по­ведение — самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспиты­ваете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках роди­телей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоян­ны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь. Особое значение имеет отношение родителей к воспитателям детского сада и учителям школы. Родителям необходимо поддерживать авторитет педагогов, чутко прислуши­ваться к их требованиям.

Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствовать укреплению дружеских отноше­ний. Детям нужна разумная и требовательная родительская лю­бовь, которая приучала бы их к выполнению различных обязан­ностей по отношению к товарищам, к окружающим взрослым, к своим родным и помогала бы выработать положительные чер­ты хаpaктера и навыки поведения.

Педагогический родителей такт — это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффектив­ные воспитательные меры воздействия на их личность , учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства.

Педагогический такт— это своего рода мастерство, кото­рому нужно учить родителей так же, как и воспитателей. А. С. Ма­каренко включал в него организацию хаpaктера, поведения, спе­циальные знания и навыки (постановка голоса, владение ми­микой, умение читать на лице ребенка признаки душевных дви­жений, играть, подобно артисту, шутить, быть веселым и серди­тым и т. д.). При этом он придавал большое значение инди­видуальному подходу к каждой отдельной личности, анализу и учету конкретных случаев, утверждая, что в воспитании не может быть шаблона и рецептуры, требовал использования раз­личных приемов. Педагогический такт проявляется и при оценке поступков детей. Такт роди­телей тесно связан с тактом детей — с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном от­ношении к людям.

В понятие культурного быта включаются правильные взаимоотношения между чле­нами семьи, уважение друг друга, а также разумная органи­зация всей жизни семьи: домашней обстановки, общих дел, досуга. Беседы с ребенком в свободной и сердечной атмосфере создают близость между родителями и детьми и становятся одним из средств родительского влияния. Неполадки в воспитании часто возникают там, где общая жизнь семьи недостаточно организована: нарушается режим, отсутствует четкое распределение обязанностей между взрослы­ми, незанятые дети предоставлены самим себе и т. д. Отри­цательно сказываются на хаpaктере и нравственных качествах детей и пережитки старого быта, сохранившиеся в некоторых семьях: неправильное отношение к женщине, алкоголизм, предрас­судки и суеверия.

На воспитание детей в семье влияют и внешние условия: культура домашней обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований. В каждой семье необходимо создать ребенку условия для правильного развития: выделить уголок для игр и занятий, индивидуальную кровать, полотенце, посуду, место для хранения одежды и обуви. Дети должны соблюдать чистоту и порядок в домашней обстановке, бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Именно в семье закладываются основы коммунистического отношения к общественной собственности, к народному добру.

Правильное распределение денежных средств в семье, ра­зумное планирование расходов с учетом нужд каждого члeна семьи и общих потребностей ведут к организованности и поряд­ку, повышают культуру быта. Детей необходимо вовлекать в решение пpaктических дел, давать эпизодические и постоянные поручения купить что-либо для семьи, тактично проверяя стоимость покупки и сдачу, кон­тролировать расходы «карманных денег», чтобы предупредить развитие дурных привычек (накопление, мотовство, хищение).

Читать еще:  Могут ли пойти мecячные после зачатия

Осведомленность родителей о физиологических и психоло­гических особенностях детей раннего возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и целенаправ­ленно развивать движения, культурно-гигиенические навыки, речь, деятельность общения. Специальные педагогические зна­ния помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность, простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в причинах детских поступков. Особенно важно способствовать развитию самостоятельности ребенка, упражнять его в преодолении трудностей, укреплять его волю. Излишняя опека со стороны родителей сдерживает активность, вызывает конфликты, мешает освоиться с положением в среде сверстников

Главные условия воспитания детей в семье: семейный климат.

Как надо воспитывать своего ребенка? Как правило, родители ждут конкретного ответа на этот вопрос: воспитывать строго или снисходительно? наказывать или не наказывать? Воспитывать авторитетно или по-товарищески? Чувством или разумом? Эти и другие подобные вопросы, конечно, имеют право на существование, однако в настоящее время становится ясно, что вопросы эти не являются главными. Кроме того, с этими вопросами связано возникновение у родителей опасения, что воспитывать они не умеют, что что-то делают плохо, что-то уже неисправимо испортили, а сама эта неуверенность плохо отражается на воспитании детей.

Воспитание в широком смысле этого слова — это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем, браним или наказываем. Часто значительно больше действует на ребенка пример родителей, хотя те свое влияние могут и не осознавать. Несколько слов, которыми машинально перебросятся между собой родители, могут оставить в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения, которые часто не вызывают в нем ничего, кроме отвращения; точно такое же действие может оказать и понимающая улыбка, брошенное мимоходом слово и т.п.

Результаты исследований показали, что между детьми, которых воспитывали в строгости (с наказаниями) с детьми, воспитывавшимися более мягко (без наказаний) — если не брать крайние случаи — нет большой разницы. Следовательно, воспитательное воздействие семьи — это не только ряд целенаправленных воспитательных моментов, оно состоит в чем-то более существенном.

Что, собственно, остается в нашей памяти от детства, когда мы уже стали взрослыми, когда уже забываются отдельные случаи, происходившие с нами в этот период? Очевидно, в памяти остается что-то, что нас формировало прежде всего: какая-то особая атмосфера родного дома, связанная со многими ежедневными незначительными событиями, или страх, который мы переживали в связи со многими, непонятными для нас событиями. Именно такая спокойная и радостная или напряженная, полная опасения и стpaxa атмосфера больше всего действует на ребенка, на его рост и становление, накладывает глубокий отпечаток на все его последующее развитие.

Сегодня мы знаем, что хаpaктер этой семейной атмосферы определяется прежде всего тем, как члeны семьи общаются друг с другом. Есть дружные семьи, в которых никто не остается в стороне, где нет тех, кто подавляет инициативу и активность других. В семье царит атмосфера эмоционального тепла, здесь делятся друг с другом мыслями и переживаниями. Здесь царит согласие, противоречия не скрывают, а пытаются их разрешить. Говорить в семье принято открыто: здесь что говорят, то и думают, ничто не скрывается, никому не надо изворачиваться и лгать. Каждый здесь говорит не только о своих собственных переживаниях, но умеет и выслушать другого. В таких семьях любят смех и юмор, нет злого колючего сарказма, не услышать огульного осуждения всего и всех. Родители здесь уважают и поддерживают друг друга — не очерняют друг друга в глазах ребенка, не подрывают авторитет. И что важно — в этих семьях принято правдиво рассказывать о своих переживаниях вне семьи. Семья, таким образом, превращается в мир, в котором отражается вся жизнь и где все трудности преодолеваются с помощью всех члeнов семьи.

Само собой разумеется, что семейный климат меняется; на нем отражаются трудности, с которыми люди встречаются, что здесь не все время стоят солнечные дни. Многое меняется по мере того, как дети подрастают, а силы родителей убывают, они стареют. Как в природе, например, меняется погода, так меняется и семейная атмосфера -один день может быть ясным и солнечным, а другой — пасмурным, иногда может разразиться и гроза. И все-таки можно говорить о существовании определенного климата, хаpaктерного для той или иной семьи, он и составляет то главное, что в большей мере определяет эмоциональное, социальное и другие виды развития ребенка.

Условия успешного воспитания детей в семье

Условия воспитания в семье, при которых каждый ребенок может стать нормальной личностью можно сформулировать следующим образом:

  • атмосфера любви и взаимоуважения;
  • высоконравственность родителей и члeнов семьи;
  • трудовая деятельность в семье;
  • отсутствие избыточных благ в жизни ребенка;
  • отсутствие негативных примеров в семье;
  • гармоничное развитие способностей ребенка;
  • последовательность и постепенность в семейном воспитании;
  • взаимоотношения между родителями, построенные на любви и взаимоуважении;
  • физический контакт между родителями и ребенком;
  • внимание и забота со стороны родителей по отношению к ребенку;
  • дисциплина внутри семьи.

Рассмотрим все эти условия подробнее.

Атмосфера любви и взаимного уважения в семье формирует личность способную уважать своих близких и других окружающих людей, несущую добро людям. Здесь следует избегать крайностей – слепой и неразумной любви. Такая любовь делает человека безнравственным потребителем и честолюбивым человеком. Созданию положительной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. Проведение общественных и семейных праздников, подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают атмосферу торжественности, радости и счастья, которая в свою очередь формирует духовную культуру, делает семью коллективом.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Родители должны быть высоконравственными воспитателями. Только в такой роли они смогут научить ребенка быть правдивым, держать свое слово, реализовывать сказанное. Только выполняя сами мopaльно-нравственные нормы, родители смогут научить этому ребенка.

Родительский пример и авторитет – идеальная форма передачи социального, нравственного опыта. Это важный механизм социального наследования.

Родители в глазах ребенка должны обладать этим авторитетом.

Труд в семье должен быть почетным. Наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает сам имитировать ее сначала в игре, затем включается в трудовой процесс как помощник и в итоге становится самостоятельным исполнителем. Физический труд помогает бороться с утомлением, особенно если ребенок много занимается умственным трудом. Баланс между умственным и физическим трудом обеспечивает успешное обучение и сохраняет работоспособность. От того, как будет организовано трудовое воспитание дошкольников, зависит их успех в учении, а также в общем трудовом воспитании. Наличие у детей такого качества, как трудолюбие, является хорошим показателем их нравственного воспитания.

Для успешного воспитания ребенка в семье следует исключить из его жизни так называемые прибавочные раздражители. К таким раздражителям относятся: роскошь, нищета, чрезмерные подарки, беспорядочная и избыточная еда и другие. Ребенок, привыкший испытывать такие раздражители, не способен к целеустремленной деятельности.

Развитие способностей ребенка в семье

В семье все способности ребенка должны развиваться гармонично. Чтение литературы, прослушивание музыки должно сменяться занятиями спортом, активным отдыхом, полезной трудовой деятельностью. Такой подход помогает определить область деятельности, в которой у ребенка может проявиться особый талант. В семье как правило существуют благоприятные условия для эстетического воспитания детей. Чувство прекрасного зарождается у ребенка со знакомства с первыми красивыми игрушками, с красочно оформленной книгой, с проживания в уютной квартире. Взрослея, ребенок обогащается эстетикой при посещении театров и музеев. Прекрасным средством эстетического воспитания является природа. Очень полезны совместные семейные прогулки, поездки на природу. Чувство прекрасного, интерес к красоте помогают воспитанию потребности беречь прекрасное и создавать его. Большую воспитательную роль играет эстетика быта. Дети не просто пользуются домашним уютом, они вместе с родителями учатся его создавать.

Соблюдение принципа постепенности и последовательности позволяет сделать процесс семейного воспитания наиболее эффективным. По мере взросления и развития ребенка задания должны усложняться. Но они должны быть адекватными и посильными. Давая ребенку задания, не соответствующие этапу развития, существует риск, что ребенок потеряет к ним интерес, появиться такое качество, как лень.

Взрослые, любящие ребенка и желающие ему добра, должны контролировать свое поведение, чтобы не создавать пример безнравственного поведения. Следует исключить из круга общения людей не соответствующих мopaльно-нравственным принципам семьи.

Взаимоотношения между супругами также являются фактором, влияющим на успешное воспитание ребенка. Культура общения родителей определяет общий психологический климат семьи. Взаимодействие родителей становится моделью поведения детей, которая сознательно или бессознательно перенимается ими.

Требования, которые родители предъявляют к ребенку, методы воспитания должны быть едины внутри семьи, и не расходиться с требованиями, предъявляемыми в образовательных учреждениях (Рис.1). Только в единстве требований, подходов и методов воспитания можно получить гармонично развитую личность.

Физический контакт между родителями и детьми, выраженный в поцелуях, объятиях, прикосновениях, помогает укрепить психологическое и физическое здоровье детей. Это действенный способ для передачи ребенку родительской любви и установления добрых взаимоотношений.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Почему горчат лисички и как избавиться от этой проблемы

Почему горчат лисички и как избавиться от этой проблемы Почему горчат лисички и как избавиться от этой проблемы Многие начинающие грибники задаются...

20 10 2021 1:48:39

Значение родинок в зависимости от их расположения на лице и теле

Значение родинок в зависимости от их расположения на лице и теле Значение родинок в зависимости от их расположения на лице и теле Лоб. Если родинка...

20 10 2021 0:11:43

Статистический сборник год

Статистический сборник год Статистический ежегодник Республики Беларусь, Тип документа: Статистические сборники Номер регистрации: /-р Дата...

20 10 2021 8:10:19

Комплексы лфк для детей с нарушением осанки Причины нарушения осанки

Комплексы лфк для детей с нарушением осанки Причины нарушения осанки ЛФК для исправления осанки для детей ЛФК для детей с нарушением осанки является...

20 10 2021 9:14:37

Вегетативное расстройство и невроз: признаки, причины, лечение

Вегетативное расстройство и невроз: признаки, причины, лечение Симптомы вегетативного невроза и его лечение Испытывая колоссальное ежедневное напряжение,...

20 10 2021 15:36:15

Нефросклероз. Причины, симптомы, признаки, диагностика и лечение патологии.

Нефросклероз. Причины, симптомы, признаки, диагностика и лечение патологии. Сморщенная почка: причины и стадии заболевания, симптомы, лечение Под...

20 10 2021 4:39:40

Фукорцин при грибке кожи

Фукорцин при грибке кожи Фукорцин от грибка ногтей Для лечения онихомикоза существует большой ассортимент препаратов и народных рецептов, с доказанной...

20 10 2021 9:28:37

Супрастин инструкция по применению, противопоказания, побочные эффекты, отзывы

Супрастин инструкция по применению, противопоказания, побочные эффекты, отзывы Супрастин инструкция по применению, противопоказания, побочные эффекты,...

20 10 2021 2:57:31

Морепродукты

Морепродукты Морепродукты. Список с фото Так называют пищевые продукты, добываемые из моря (сюда не входит рыба, мясо морских млекопитающих: китов,...

20 10 2021 17:36:46

Изжога и диарея: причины явления

Изжога и диарея: причины явления По каким причинам при поносе может возникнуть изжога? С заболеваниями пищеварительной системы сталкиваются многие люди....

20 10 2021 5:50:28

Инсти® (Insty)

Инсти® (Insty) Инсти - официальная инструкция по применению Регистрационный номер: Торговое название препарата: ИНСТИ ® Лекарственная форма: Гранулы для...

20 10 2021 2:12:49

Польза и вред памелы (помело) виды и особености

Польза и вред памелы (помело) - виды и особености Гигантский цитрус — помело: где растёт и как его есть, чтобы для организма была польза, а не вред Помело...

20 10 2021 16:55:27

Как лечить казеозные пробки в горле?

Как лечить казеозные пробки в горле? Как лечить казеозные пробки в горле? Горло является главным барьером на пути вредных микроорганизмов. Гланды призваны...

20 10 2021 9:16:12

Лечение меланомы

Лечение меланомы Излечима ли меланома и можно ли ее полностью вылечить Меланома (меланобластома) – это oнкoлoгическое заболевание кожного покрова....

20 10 2021 1:33:48

Налим: что это за рыба?

Налим: что это за рыба? Налим - единственный представитель семейства тресковых, обитающий в пресных водах. Это холоднолюбивая рыба, проявляющая активность...

20 10 2021 21:59:49

Эндокринолог в Оренбурге

Эндокринолог в Оренбурге Эндокринолог в Оренбурге Адрес: г.Оренбург, ул. Юных Ленинцев,, пом. Режим работы: пн-пт с .-., сб-вс с .-....

20 10 2021 11:23:24

Физкультура при сахарном диабете: видео комплекса упражнений и методик

Физкультура при сахарном диабете: видео комплекса упражнений и методик ЛФК при сахарном диабете Лечебная физическая культура (ЛФК) используется как...

20 10 2021 1:53:53

Вакцина от paка шейки матки: до какого возраста, возможныепоследствия

Вакцина от paка шейки матки: до какого возраста, возможныепоследствия Прививка от paка шейки матки Paк шейки матки - одна из страшнейших болезней нашего...

20 10 2021 7:58:22

Как снять кольцо с пальца?

Как снять кольцо с пальца? Советы хирурга: Как снять кольцо с опухшего пальца? Случалось ли вам в жизни снимать кольцо, которое очень долго было на...

20 10 2021 14:20:30

Печень – основной фильтр организма

Печень – основной фильтр организма Печень человека, фильтр крови Знаете ли вы, какой орган в нашем теле самый крупный? Это печень человека. Ее масса может...

20 10 2021 20:47:52

Можно ли есть красную икру при грудном вскармливании

Можно ли есть красную икру при грудном вскармливании Можно ли красную икру при грудном вскармливании новорожденного в первый месяц Деликатесные продукты...

20 10 2021 11:49:20

Геморроидальные узлы

Геморроидальные узлы Геморроидальный узел — фото, лечение, степени и тромбоз узла, препараты Довольно часто в кабинете у колопроктолога можно услышать...

20 10 2021 2:42:44

Дерматит у детей: современные методы диагностики и лечения

Дерматит у детей: современные методы диагностики и лечения Дерматит у детей: современные методы диагностики и лечения СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И...

20 10 2021 14:14:32

Лечение пяточной шпоры солью

Лечение пяточной шпоры солью Лечение пяточной шпоры средствами на основе соли Полезные свойства соли известны людям вот уже на протяжении нескольких...

20 10 2021 20:13:20

Операция при отосклерозе уха, (стапедопластика) показания к проведению

Операция при отосклерозе уха, (стапедопластика) показания к проведению Операция при отосклерозе уха, (стапедопластика) показания к проведению Операция при...

20 10 2021 5:31:59

Почему ребенка нельзя купать после прививки: когда можно мыться после АКДС, БЦЖ и других вакцин?

Почему ребенка нельзя купать после прививки: когда можно мыться после АКДС, БЦЖ и других вакцин? Можно или нельзя купать ребенка после прививки? Мнение...

20 10 2021 21:38:10

Как выбрать обручальное кольцо?

Как выбрать обручальное кольцо? Как правильно выбрать обручальное кольцо Содержание статьи Как правильно выбрать обручальное кольцо Как выбрать...

20 10 2021 0:27:45

Креветки: польза, похудение, калорийность креветок

Креветки: польза, похудение, калорийность креветок Креветки - калорийность Креветки – это отличная закуска, изысканный компонент для салатов и различных...

20 10 2021 13:43:26

Чесотка от нервов

Чесотка от нервов Если сильно нервничать, обязательно ли появится нервная чесотка, и как ее распознать? Зуд кожи на фоне нервного стресса несет за собой...

20 10 2021 20:10:36

ЕвроМед А на улице Полярная

ЕвроМед А на улице Полярная Клиника «ЕвроМед А» на Полярной Похожие клиники отзывов Северный бульвар, д. Б Прямая запись отзыва врач узи, гинеколог...

20 10 2021 6:19:32

Вакцины для животных

Вакцины для животных Вакцинация животных: Собаки, кошки, кролики, хорьки. Советы и цены. Вакцинация животных - одно из важнейших профилактических...

20 10 2021 16:35:47

Как правильно питаться при болях в суставах?

Как правильно питаться при болях в суставах? Полезные продукты при заболеваниях позвоночника, артрите и болях в суставах Давно не секрет, что хорошее...

20 10 2021 10:11:23

Правильный рацион при демодекозе

Правильный рацион при демодекозе Диета при демодекозе: разрешенные и запрещенные продукты, примерное меню Демодекоз – заболевание кожных покровов и...

20 10 2021 2:35:58

Медицинские препараты для лечения наркомании

Медицинские препараты для лечения наркомании Медикаментозное лечение наркомании Считать, что есть определенные лекарства, которые раз и навсегда могут...

20 10 2021 4:14:49

Как жить с пониженным давлением?

Как жить с пониженным давлением? Как жить с низким давлением? Низкое давление — гипотония, встречается довольно часто у людей как в пожилом, так и в...

20 10 2021 8:27:22

Размер почек норма у женщин

Размер почек норма у женщин Расшифровка УЗИ почек минут Автор: Ирина Бредихина Сегодня для диагностирования почечных заболеваний часто используют...

20 10 2021 2:23:44

Что делать, если парень охладел

Что делать, если парень охладел парень охладел Я не девчёнка, но рискну написать. Вся проблема в том, что вы не знаете о круговороте энергии ( как...

20 10 2021 19:24:37

Эпилепсия после инсульта — что нужно знать

Эпилепсия после инсульта — что нужно знать Эпилепсия и инсульт: причины возникновения и виды Эпилепсия и инсульт связаны между собой: нарушения мозгового...

20 10 2021 5:58:47

Лечение paка содой — кому помогло, отзывы

Лечение paка содой — кому помогло, отзывы Отзывы paковых больных, вылечившихся от paка содой . Rustam Khalidov : ". Друг лечился с раствором соды, он...

20 10 2021 4:50:56

Лечебные свойства масла черного тмина

Лечебные свойства масла черного тмина Масло чёрного тмина - применение, какие заболевания лечит, как принимать при различных заболеваниях Масло чёрного...

20 10 2021 14:47:45

Как выбрать домашний тонометр для всей семьи

Как выбрать домашний тонометр для всей семьи лучших тонометров Гипертоники со стажем и люди, страдающие вегето-сосудистой дистонией, постоянно нуждаются...

20 10 2021 22:46:27

Как принимать пчелиную пергу детям

Как принимать пчелиную пергу детям Как давать пчелиную пергу детям Как давать пчелиную пергу детям Интересные факты о перге Полезные свойства перги Пергой...

20 10 2021 7:25:24

Значение имени Роза

Значение имени Роза Происхождение, хаpaктеристика и значение имени Роза (Розалия) Происхождение и значение В переводе с латинского языка женское имя Роза...

20 10 2021 12:26:40

Применение препарата НоШпа на ранних и поздних сроках беременности

Применение препарата Но-Шпа на ранних и поздних сроках беременности Можно ли пить Но-шпу при беременности? Список лекарственных препаратов, которые можно...

20 10 2021 9:41:26

Как избавиться от шума в ушах в домашних условиях

Как избавиться от шума в ушах в домашних условиях Как избавиться от шума в ушах в домашних условиях Шум в ушах (тиннитус) – проблема, с которой...

20 10 2021 6:20:45

Клинические рекомендации вирусный гепатит а

Клинические рекомендации вирусный гепатит а Официальные клинические рекомендации по вирусному гепатиту С Клинические рекомендации при остром и хроническом...

20 10 2021 16:21:58

Диета груша

Диета груша Грушевая диета Эффективность: ,- кг в день Сроки: - дней Стоимость продуктов: до , тыс. рублей на неделю Общие правила Когда на...

20 10 2021 10:55:45

Анализ крови на РМП и его расшифровка

Анализ крови на РМП и его расшифровка Что такое анализ крови на РМП Инфекционные заболевания, которые передаются преимущественно при пoлoвoм контакте, –...

20 10 2021 15:31:25

Элина: значение и история имени, судьба и хаpaктер

Элина: значение и история имени, судьба и хаpaктер Элина: что значит это имя, и как оно влияет на хаpaктер и судьбу человека Что же означает это...

20 10 2021 21:18:43

Гнёздная или очаговая алопеция у женщин: лечение лекарственными препаратами, народными средствами и физиотерапевтическими процеДypaми

Гнёздная или очаговая алопеция у женщин: лечение лекарственными препаратами, народными средствами и физиотерапевтическими процеДypaми Всевозможные методы...

20 10 2021 0:49:45

Еще:
Гармония -1 :: Гармония -2 :: Гармония -3 :: Гармония -4 :: Гармония -5 :: Гармония -6 :: Гармония -7 :: Гармония -8 :: Гармония -9 :: Гармония -10 :: Гармония -11 :: Гармония -12 :: Гармония -13 :: Гармония -14 :: Гармония -15 :: Гармония -16 :: Гармония -17 :: Гармония -18 :: Гармония -19 :: Гармония -20 :: Гармония -21 :: Гармония -22 :: Гармония -23 :: Гармония -24 :: Гармония -25 :: Гармония -26 :: Гармония -27 :: Гармония -28 :: Гармония -29 :: Гармония -30 :: Гармония -31 :: Гармония -32 :: Гармония -33 :: Гармония -34 :: Гармония -35 :: Гармония -36 :: Гармония -37 :: Гармония -38 :: Гармония -39 :: Гармония -40 :: Гармония -41 :: Гармония -42 :: Гармония -43 :: Гармония -44 :: Гармония -45 :: Гармония -46 :: Гармония -47 :: Гармония -48 :: Гармония -49 :: Гармония -50 :: Гармония -51 :: Гармония -52 :: Гармония -53 :: Гармония -54 :: Гармония -55 :: Гармония -56 :: Гармония -57 :: Гармония -58 :: Гармония -59 :: Гармония -60 :: Гармония -61 :: Гармония -62 :: Гармония -63 :: Гармония -64 :: Гармония -65 :: Гармония -66 :: Гармония -67 :: Гармония -68 :: Гармония -69 :: Гармония -70 :: Гармония -71 :: Гармония -72 :: Гармония -73 :: Гармония -74 :: Гармония -75 :: Гармония -76 :: Гармония -77 :: Гармония -78 :: Гармония -79 :: Гармония -80 :: Гармония -81 :: Гармония -82 :: Гармония -83 :: Гармония -84 :: Гармония -85 :: Гармония -86 :: Гармония -87 :: Гармония -88 :: Гармония -89 :: Гармония -90 :: Гармония -91 :: Гармония -92 :: Гармония -93 :: Гармония -94 :: Гармония -95 :: Гармония -96 :: Гармония -97 :: Гармония -98 :: Гармония -99 :: Гармония -100 :: Гармония -101 :: Гармония -102 :: Гармония -103 :: Гармония -104 :: Гармония -105 :: Гармония -106 :: Гармония -107 :: Гармония -108 :: Гармония -109 :: Гармония -110 :: Гармония -111 :: Гармония -112 :: Гармония -113 :: Гармония -114 :: Гармония -115 :: Гармония -116 :: Гармония -117 :: Гармония -118 :: Гармония -119 :: Гармония -120 :: Гармония -121 :: Гармония -122 :: Гармония -123 :: Гармония -124 :: Гармония -125 :: Гармония -126 :: Гармония -127 :: Гармония -128 :: Гармония -129 :: Гармония -130 :: Гармония -131 :: Гармония -132 :: Гармония -133 :: Гармония -134 :: Гармония -135 :: Гармония -136 ::

Каждому хочется прожить свою единственную жизнь без тревог, проблем и волнений. Я собрала здесь те материалы, которые показались мне наиболее полезными в этом отношении, и с удовольствием делюсь им с вами.

ADD    LI