современные средства ведения бизнеса
Дима Шпилер
.

Ниши для бизнеса индивидуалистов

Волки ходили по планете десятки тысяч лет назад. Они были блестящими хищниками, применяли передовые на то время технологии охоты (на групповое скоординированное действие с распределением ролей способны далеко не все животные!) и вполне преуспевали, о чем свидетельствует широчайший ареал их распространения.

Естественно, ни один конкретный волк на вечный успех в жизни рассчитывать не мог. У них тоже случались неудачные периоды, и, как и у любых других животных - как правило, с летальным исходом. Ну иногда удавалось адаптироваться. Короче, эволюция во всей красе.

И вот 20 000 лет назад какая-то конкретная группа волков пошла от безысходности сдаваться людям. Ну, может, они сами это и совсем не так видели - возможно, они как раз решили, что наткнулись на реальную тему. Кто его знает теперь. Короче, в итоге эти волки теперь носят ошейники, намордники, сидят на цепях, ходят на задних лапах и регулярно огребают профилактических люлей - не в режиме боя, а в режиме наказания. Но зато едят каждый день.

Насколько это равноценный размен - на микроуровне, для себя, каждый решает сам. А на макроуровне ответ уже понятен - сейчас, по прошествии 20 000 лет, на планете насчитывается 500 000 000 собак и средняя продолжительность их жизни составляет 12 лет. А волков осталось всего 120 000, да и живут они в полтора раза меньше - в среднем по 8 лет.

Это было лирическое отступление.

В 1990-x разница в ценах на товары широкого потребления между Россией и другими странами была колоссальна. Достаточно было съездить в Турцию, купить там десяток самых дешевых пуховиков и перепродать здесь, чтобы отбить поездку и прокормить какое-то время семью. И это при наличии таможенных ограничений на ввоз товаров! Мне лично предлагали в свое время съездить в Стамбул на несколько часов на условиях "мне оплачивают поездку, я полдня шляюсь по Стамбулу, пока люди закупаются, а потом переношу на себе часть купленного, чтобы у них квота не превышалась". Кто-то плотно этим занимался и делал хорошие деньги, а кто-то работал на заводе и эти пуховики покупал.

Потом из тех, кто занимался плотно, кто-то стал заниматься очень плотно, стал гнать товары более масштабными и экономичными методами, и челночный бизнес погиб. На пуховиках погиб. А для тех, кто сумел переориентироваться - очень даже не погиб. Я успел поработать в такой конторе, которая возила в Россию чемоданами уже не пуховики, а процессоры и память. Поскольку уже 20 лет прошло, думаю, можно рассказать, тем более, что Тиньков эту схему уже спалил в паблик в формате "мемуары". Да, летал в Сингапур, набивал там полные чемоданы процессоров, срывая упаковки и перевязывая сами процессоры резиночками в кубики, и с этими чемоданами летел домой. Самым творческим моментом во всей схеме было пройти с этими самыми чемоданами в самолет, не сдавая их в багаж. Вес ручной клади во всех авиакомпаниях разрешался порядка килограммов пяти, а каждый чемодан с процессорами весил по 30. Люфтганзой, например, я пролетел только раз, был вызван на разборки к пилоту прямо в кабину и внесен в черные списки.

То есть, повторю основную мысль - бизнес не погиб. Но парню со стороны в нем уже оставалось только место наемного сотрудника. Контора эта, кстати, до сих пор процветает, сильно выросла, и, разумеется, уже 17 лет ничего не возит курьерами в чемоданах. Из тех, кто тогда туда пришел, сейчас все начальники, пьют дорогой виски и ездят на хороших машинах. На работу ездят, естественно.

Сами хорошие машины хлынули чуть позже. Ну, по крайней мере, массово. Оно и понятно - если процессоров за один рейс можно привезти тысячу, то машину - только одну. И то - если по дороге не грохнут. Но зато заработать на одной машине можно было много, если грамотно перепродать. Даже ездить особо не надо было - можно было купить и перепродать прямо в Москве. Один мой друг, занимавшийся этим, на пике карьеры имел оборотного капитала на три машины одновременно. Естественно - разовые симкарты, хорошие коммуникативные навыки, все дела... Потом самые успешные и стратегически мыслящие стали открывать автосалоны, конкурировать с которыми одиночкам оказалось опять же не под силу. Мой друг сначала проел оборотный капитал, потом пошел устраиваться наемником в "Москву" на Каширке. Да только тяжело вольному стрелку наемником... Как в тюрьме.

Помимо хороших машин в Россию в начале века хлынул еще и интернет. С каждым годом его аудитория росла взрывообразно. Если на рубеже веков в интернет ходили в основном с работы, то уже лет через 5 в каждом доме была локальная сеть. Рос трафик, устоявшийся бизнес готов был этот трафик покупать, а вот продажей трафика крупные серьезные люди еще не занимались. Порог входа был нулевым, и я в числе многих, даже не первых, бросился разрабатывать жилу. Сначала помогал клиентам получать трафик с Яндекса (тогда это называлось "оптимизатор"), потом, когда с одной стороны Яндекс прикрыл простые способы оптимизации, а с другой - мои коллеги-конкуренты сильно выросли, одни ушли в сам Яндекс, а другие - просто подмяли под себя рынок оптимизации, я переориентировался уже на них, и стал продавать им в промышленном масштабе ссылки через Сапу, с помощью которых они уже добывали трафик с Яндекса для своих клиентов. С первого взгляда это шаг в сторону наемничества - но по факту это был самый успешный период моей жизни.

Параллельно рождались и умирали другие ниши для одиночек-индивидуалистов. Видеосайты, заработок на Youtube, дорвеи под CPA, контентные сайты под РСЯ... Выплавление золота из старых ноутбуков, межевание и акуционный выкуп земельных участков с последующей перепродажей...

В общем, если держать руку на пульсе - всегда есть шанс найти себе тему, не перед кем не сгибаясь.

Но если внутренний стержень позволяет вам выбирать - всегда помните, что по результатам эволюции на каждого волка-нонкомформиста в мире приходится уже 4000 адаптивных собак.
Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:


контакты