современные средства ведения бизнеса
Дима Шпилер
.

Контрольные вопросы по оборудованию вагона Русич для помощника машиниста

Г У П  М о с к о в с к и й  м е т р о п о л и т е н

 

У ч е б н о  -  п р о и з в о д с т в е н н ы й   ц е н т р

 

 

 

 

Учебное пособие для курса учебно-ознакомительной

практики в электродепо «Новогиреево»

 

 

 

 

 

 

 


г. Москва 2014г.

 

 

1. Структура электродепо и поездная работа.

 

     Электродепо состоит из 3-х цехов: эксплуатации, ремонта, РСУ.

   В свою очередь в цех эксплуатации входят: заместитель начальника депо по эксплуатации, машинисты-инструкторы,  локомотивные бригады (машинисты и помощники), участок дежурного по депо (ДДЭ), мотодепо, нарядчики, операторы, будильщицы.  Машинисты и помощники  участвуют в перевозочном процессе, т.е. занимаются перевозкой пассажиров.

   В цех ремонта входят участки: комплексная бригада слесарей, бригада слесарей ПТО – пункт технического осмотра, колесное отделение, ремонт мотор-компрессоров, аппаратное и автоматное отделения, дефектоскопия, инструментальная, склад, сварочное отд., аккумуляторное отд., механическое отделение, радиоотделение.

   РСУ (ремонтно-строительное участок) – подразделение электродепо, обеспечивающее обслуживание и ремонт зданий и коммуникаций. К подвижному составу они не имеют отношение. В РСУ работают электрики, сантехники, маляры, столяры.

 

            Структура управления электродепо:

 

-          Начальник эл.депо.

-          Главный инженер;

-          Зам.нач. депо по эксплуатации,.

-          Зам. нач. депо по ремонту,

-          Зам. нач. депо по безопасности движения.

-          Машинисты-инструкторы.

-          Локомотивные бригады.

-          Нарядчики.

-          Отдел кадров.

-          Бухгалтерия.

-          Тех.отдел.

-          Плановый отдел.

-          Инженер по ТБ и охране труда.

 

Понятие «поездная работа» включает в себя:

 

-          Работу на линии.

-          Маневры на линии и в депо.

-          Перегонки составов (перегонки в другое депо)..

-          Обкатки (после ремонта обкатывают состав на линии без пассажиров)

-          Нахождение в резерве.

 

     Чтобы машинист знал, как он будет работать в последующие дни, вывешиваются наряды. Это листочки на каждое отдельное число месяца. Как правило, таких листочков на 5 – 6 дней.  Машинист ищет в списке свою фамилию и смотрит, как он будет работать завтра, после завтра, итак на 5 – 6 дней вперед. В наряде указывается, какого числа, по какому маршруту, будет работать машинист, во сколько и на какой станции он заступает и во сколько и  на какой станции он заканчивает работу.

      Разбивка смен это большие листы, где машинист по номеру маршрута может посмотреть, во сколько у него будет обед, отстой в депо, размен с маневровым машинистом, нахождение в резерве, будут ли у него аварийные игры и техническая учеба. Там же указано во сколько и на какой станции машинист заступает по данному маршруту и во сколько и на какой станции он заканчивает.

 

 П А М Я Т К А

 

МАШИНИСТУ И ПОМОЩНИКУ МАШИНИСТА ПО

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРОЕЗДА ЗАПРЕЩАЮЩИХ СИГНАЛОВ

 

Проезд запрещающего сигнала является грубейшим нарушение безопасности движения. Последствия такого нарушения могут быть самыми трагичными.

Следует помнить, что поездная работа  - это сложный производственный процесс, требующий повышенного внимания и готовности к всевозможным неожиданностям. Машинист, допустивший проезд запрещающего показания светофора, переводится в помощники машинистов и даже может быть уволен с метрополитена!

 

Машинисты и помощники машинистов!

 

С целью предупреждения проезда запрещающих сигналов строго выполняйте несложные правила продиктованные многолетней практикой:

1.      Отдыхайте перед заступлением на работу так, чтобы не чувствовать переутомления в течение рабочей смены. Помните, что отдых перед поездкой – одно из важных условий обеспечения безопасности движения.

2.      Машинисты и помощники машинистов во время поездной и маневровой работы обязаны повторять показания сигналов, оговоренных приказом начальника метрополитена (электродепо), показания сигналов всех выходных светофоров, маневровых светофоров, сигналов, требующих уменьшения скорости или остановки поезда, положение входящих в маршрут стрелок, показания маршрутных указателей.

3.      Следует быть предельно внимательным при приближении к запрещающему сигналу, сигналам уменьшения скорости и при въезде на станцию.                             

  Необходимо заблаговременно снизить скорость движения поезда и следовать так, что бы не допускать проезда запрещающего сигнала, места остановки первого вагона на станции, а сигнал уменьшения скорости проследовать со скоростью, не более установленной для данного сигнала.

           4.    При следовании поезда к сигналу с запрещающим показанием   

                  КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ рассчитывать на его возможную смену, 

                  это прямой путь к проезду запрещающего сигнала.

           5.    При маневровых передвижениях необходимо строго руководствоваться 

                  требованиями местных инструкций, любое отступление от которых     

                  КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

           6.   Во всех случаях возможной опасности проезда запрещающего сигнала из-за потери бдительности машиниста или вследствие каких-либо других причин помощник машиниста всегда должен помнить, что он наравне с машинистом несет ответственность за проезд запрещающего сигнала и он ОБЯЗАН в таких случаях применять решительные действия для остановки поезда.

            7.  На составах, оборудованных устройствами АРС, машинист обязан следить за показанием транспаранта  с разрешающей скоростью движения на данном участке пути.

                  Помните, что необоснованное отключение поездных устройств АРС является грубейшим нарушением безопасности движения.

             8.   Машинисты не должны занимать рабочее место в кабине управления до  

                   открытия светофора:

·    при вводе состава  на оборотный или отстойный путь;

·    при выводе состава из оборотного или отстойного пути;

·    на станциях после вывода состава из оборотного или отстойного пути   

  маневровым машинистом;

·    во время маневровых передвижений по парковым путям.

 9.   При следовании по парковым путям и соединительным ветвям после

  остановки перед запрещающим сигналом следует встать и не занимать 

  рабочее место до открытия светофора.

10.   Изучайте и тщательно анализируйте причины допущенных случаев   

  проезда запрещающих сигналов – учитесь на чужих ошибках и не допускайте               

  своих.

 

 

    Многолетней практикой дисциплинированных машинистов и их помощников доказано, что проезд запрещающего сигнала НАВСЕГДА ИСКЛЮЧЕН,  даже в самых сложных условиях, если соблюдать известные требования, изложенные в ПТЭ, Инструкции по сигнализации и должностных инструкциях. Эти требования должны четко и безоговорочно выполняться всегда, в каждый рейс, при каждом маневровом  передвижении. Стоит лишь раз пренебречь выполнением на первый взгляд незначительным требованием – упростить технологический процесс и последствия могут наступить  самые тяжелые.

 

.

МАШИНИСТ

 

ОБЯЗАТЕЛЬНО ИЗУЧИ ЭТИ ОСНОВНЫЕ ЗАПОВЕДИ  СВОЕЙ РАБОТЫ СО СВОИМ ПОМОЩНИКОМ, ПЕРИОДИЧЕСКИ ВОССТАНАВЛИВАЙ ИХ В ПАМЯТИ И НЕУКОСНИТЕЛЬНО ИСПОЛНЯЙ!

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------

 

    Движение поездов осуществляется по графику. На каждый поезд выдается поездное расписание (талон), где указывается время отправления с каждой станции и прибытие на конечную станцию.

                        Помощники/машиниста  и машинисты . должны хорошо знать и выполнять требования должностной инструкции, ПТЭ, ИПС, ИДП, других инструкций, правил, положений, приказов, указаний, относящихся к его работе.

 

            Помощники машиниста  и машинисты должны иметь:

 

-          образование не ниже среднего (общего);

-          хорошую теоретическую подготовку и практические навыки;

-          квалификацию слесаря по ремонту п/с не ниже 2-го разряда (машинист 3-го разряда).

            При назначении на должность помощника машиниста выдаются: ПТЭ, ИПС, ИДП, должностная инструкция и другие руководящие документы.

            В административном отношении л/б подчиняется начальнику депо, в оперативном отношении – заместителю начальника депо по эксплуатации (ТЧЗЭ), машинисту-инструктору (ТЧМ), дежурному по депо (ДДЭ), оператору, ДЦХ (поездному диспетчеру), ДСП (дежурному по станции), ДСЦП (дежурному по посту централизации) и обязаны выполнять их приказы и распоряжения.

            Если п/м не может выйти на работу по болезни или другим причинам, он обязан (по возможности) не позднее, чем за три часа до заступления, сообщить об этом нарядчику, оператору, ДДЭ (дежурный по депо), ТЧМ (машинист – инструктор).

 

Машинист и п/м несут персональную ответственность:

-          за обеспечение сохранности и правильного содержания состава, инвентаря, книги ремонта с момента приемки до момента сдачи;

-          за обеспечение безопасности движения (БД) и культуры обслуживания пассажиров;

-          за нарушение ПТЭ, ИПС, ИДП, должностной инструкции;

-          машинист несет ответственность за неправильные действия на работе п/м, находящегося в его подчинении.

 

Инструкция по сигнализации

 

     Инструкция по сигнализации на метрополитенах Российской Федерации устанавливает систему сигналов, относящихся к движению поездов и маневровой работе, а также типы сигнальных приборов, при помощи которых эти сигналы подаются.

     Точное и беспрекословное выполнение требований сигналов обеспечивает безопасность и бесперебойность движения поездов и маневровой работы.

 

Сигналы

 

     Сигналы служат для обеспечения безопасности движения поездов, а также четкой организации движения поездов и маневровой работы.  Сигнал—это условный видимый или звуковой знак, при помощи которого подаётся определённый приказ, относящийся к движению поездов и маневровой работе.

Сигнал является приказом и подлежит безусловному выполнению.

Основные сигнальные цвета—зелёный, разрешает движение с установленной скоростью.  Жёлтый — разрешает движение с готовностью остановиться, следующий светофор красный.

Красный — требует остановки.

Проезд светофоров с запрещающим показанием – Запрещается!

Порядок проезда светофоров с запрещающим показанием допускается

в исключительных случаях после остановки порядком, установленным  «Правилами технической эксплуатации», «Инструкцией по движению поездов и маневровой работе.

 

Сигналы делятся на видимые и звуковые. Видимые сигналы выражают своё требование цветом, формой, положением, числом сигнальных огней, цифрами и буквами. Для подачи видимых сигналов служат:

  • Светофоры и указатели АЛС в кабине управления.
  • Переносные сигналы (щиты и фонари на шестах и треногах).
  • Ручные сигналы (флаги, фонари, ручные диски).
  • Сигнальные указатели (маршрутные, стрелочные, путевого заграждения).

Постоянные сигнальные знаки (предельные рейки и столбики, знаки  «Граница станции»).

Предупредительные сигнальные знаки (указывают машинисту о предельно-допустимой скорости, начало торможения поезда, подачи звукового сигнала, включить и отключить тяговые двигатели, начало экстренного торможения, остановка первого вагона, телефон и другие).

Видимые сигналы по времени их применения делятся на дневные, ночные и круглосуточные.

Дневные—подаются в светлое время суток на наземных участках. Для подачи сигналов служат щиты, диски, флаги, сигнальные указатели и знаки.

Ночные—подаются в тоннелях и в тёмное время суток на наземных путях.

Для подачи сигналов служат фонари, установленных цветов (красный, жёлтый, зелёный, молочно-белый).

Ночные сигналы должны применяться и в дневное время суток при неблагоприятных погодных условиях (туман, метель), а также когда видимость дневных сигналов менее 200 метров.

Круглосуточные—подаются одинаков в светлое и тёмное время суток.

Для подачи сигналов служат светофоры, указатели АЛС в кабине управления

В тоннелях применяются только ночные и круглосуточные сигналы.

(АЛС – автоматическая локомотивная сигнализация. Показывает в кабине с какой скоростью можно ехать.

АРС – автоматическое регулирование скорости. Производит, независимо от воли машиниста, торможение состава, если было превышение скорости).

 

 

Звуковые сигналы.

 

Звуковые сигналы выражаются числом и сочетанием звуков различной продолжительности. Значение их днём и ночью одно и тоже. Для подачи звуковых сигналов служат гудки поездов, ручные свистки, сирены и звонки.

 

Значение звукового сигнала.

 

- Три коротких — «Стой»

- Два коротких — «Тише». Вызов дежурного по станции, машиниста-инструктора, работника пункта технического обслуживания, электромеханика СЦБ к телефону тоннельной связи».

- Один длинный — «Оповестительный сигнал», двинуться в направлении подаваемого сигнала; подается при проезде станции без остановки; при наличии пассажиров у края платформы за ограничительной линией; в случае нахождения людей в тоннеле; при приближении первого поезда к сигнальному знаку «С» (свисток); при следовании в неправильном направлении; во время тумана, задымления и других неблагоприятных условиях, снижающих видимость. Машинист звонком подает такой сигнал при приеме управления во время оборота состава.

- Два длинных – «Двинуться удаляясь от подаваемого сигнала». «Передача управления поездом»  при обороте состава (машинист подает звонком).  Свистком на платформе подает дежурная по станции,  это означает - «Снято высокое напряжение с контактного рельса» после окончания движения поездов, отпустить ручные тормоза;

- Три длинных — «Тормозить ручными тормозам».

 

Сигналы тревоги.

Подаются гудками, свистками, сиренами.

--Один длинный, три коротких — «Общая тревога»--При обнаружении на пути препятствия или неисправности, угрожающей безопасности движения; При необходимости снять напряжение с контактного рельса; При крушении поезда; При потере тормозного эффекта;

--Один длинный, два коротких – «Пожарная тревога»

--Один длинный, один короткий — «Радиационная опасность» «Химическая тревога»

- Чередующийся ряд коротких звуков - «Воздушная тревога», подаётся непрерывно в течение 2—3 минут.

 

Аварийно-оповестительный сигнал.

 

     Подаётся путём отключения и включения рабочего освещения в тоннеле в течение 1-ой минуты (мигает). Поэтому сигналу ответственные за производство работ, а также машинисты поездов, на которых отсутствует поездная радиосвязь должны переговорить с поездным диспетчером по телефону тоннельной связи.

 

Сигналы о подаче напряжения на контактный рельс.

 

Сигналы о подаче напряжения на контактный рельс на линии после ночного окна.

--Сигнал времени — подаётся путём полного отключения и включения рабочего освещения тоннеля в течение 5 секунд. Означает требование завершения работ. Подаётся в 4 час.50 мин.

--Первый предупредительный сигнал — подаётся путём двукратного отключения и включения рабочего освещения тоннеля в течение 5секунд. Означает требование завершения работ и выхода людей из тоннеля. Подаётся в 5 час.00 мин.

-- Второй предупредительный сигнал — подается путём трёхкратного отключения и включения рабочего освещения тоннеля в течение 5 секунд. Подаётся в 5 час.15мин. После подачи второго предупредительного сигнала Контактный рельс считается под напряжением.

 

Сигналы о подаче напряжения на контактный рельс в электродепо.

Ежегодно составляется два списка лиц. В первом указываются работники, которые имеют право подавать и снимать высокое напряжение в депо. Во втором указаны работники, которые имеют право писать заявку в Книгу заявок на подачу высокого напряжения.

Дежурный по депо, на основании заявки в «Книге заявок на подачу  напряжения 825 В на контактные шины деповских путей», убеждается, что люди в канаве и вокруг состава отсутствуют, токоприемники огорожены щитками, удочки надеты, первая удочка снята с пальца  заземления, снимает с рукоятки высоковольтного рубильника табличку «ЗАЗЕМЛЕНО». Если есть табличка «Не включать, работают люди» вызывает работника (с обратной стороны таблички написано, кто ее повесил), чтобы он (или его начальник)  снял табличку. После снятия таблички, включает на 10 секунд звонок, чтобы люди, которые работают пневматическим инструментом, прекратили работу и слушали объявление по громкоговорящей связи. После этого дважды объявляет по громкоговорящему оповещению, на какую канаву будет подаваться высокое напряжение. Включает световую сигнализацию (красные мигающие лампы над канавой и в канаве), затем включает высоковольтный рубильник и убеждается, что оба ножа вошли в пружинные зажимы.

 

Светофоры.

 

     Светофоры (как правило) устанавливаются с правой стороны по направлению движения

или над осью пути. В однопутных тоннелях на правосторонних кривых малых радиусов разрешается установка светофоров с левой стороны. В тоннелях применяются светофоры, которые устанавливаются на кронштейнах. На наземных участках устанавливаются мачтовые светофоры. На парковых путях карликовые светофоры.

По способу управления светофоры подразделяются на светофоры автоматического действия, полуавтоматического действия и независимого действия.

Светофоры автоматического действия (в дальнейшем светофоры автоблокировки)--- обозначаются цифрами. Смена сигналов с разрешающего показания на запрещающее происходит автоматически от воздействия колесами поезда на ограждаемые ими участки пути.

Светофоры полуавтоматического действия---обозначаются буквами с цифрами или одними буквами (БГ-340; ОТ-400; А; Г; Д; Е;). Смена сигналов на запрещающее показание происходит автоматически от воздействия поезда колесами на путь. (электрически).            

На разрешающее показание светофор открывается действием дежурного по посту централизации или поездного диспетчера (в  зависимости от того, кто управляет работой светофоров и стрелок на станции).  Нормальное показание светофоров автоматического действия – разрешающее, а светофоров полуавтоматического действия  - запрещающее.

Светофоры независимого действия (светофоры ограждения металлконструкции  — смена сигналов не зависит от воздействия поезда.  Светофоры ограждения устанавливаются перед металлоконструкцией. (металлоконструкция или герметические ворота, которые перекрывают тоннель, чтобы при попадании бомбы в тоннель, взрывная волна не гуляла по тоннелям. Она будет зажата между двумя герметическими воротами).  Обозначаются буквой «М» при движении в правильном направлении, при движении в неправильном направлении буквами «МК». Нормально сигнальные огни таких светофоров не горят и сигнального значения не имеют. Смена сигналов на запрещающее показание происходит от положения металлоконструкции, изъятия ключа из блокировочного выключателя (ключ находится у дежурной по станции в специальном ящике). При закрытом положении или выходе из габарита светофоры ограждения подают сигнал – Красный огонь — (Допускается подача сигнала — Два красных огня) — Стой, запрещается проезжать сигнал.

 Светофоры должны автоматически перекрываться на красный огонь при входе поезда на ограждаемые ими участки пути, при нарушении целости рельсовых цепей, при неисправности цепей управления светофором.

У светофоров устанавливаются путевые электромеханические автостопы, которые должны автоматически вызвать экстренное торможение поезда при проезде светофора с запрещающим показанием. Недействующие светофоры погашены и закрещены двумя планками.

 

Значения сигналов, подаваемых светофорами.

 

Один зелёный — Разрешается движение с установленной скоростью;

Один жёлтый — Разрешается движение с готовностью остановиться, следующий светофор закрыт.

 Один жёлтый и один зелёный — Разрешается движение с уменьшенной скоростью (не более 60 км/ч) и готовностью проследовать следующий желтый светофор со скоростью не более 35 км/час, а на наземных и приравненных к ним участкам (это еще 300 метров в тоннеле) не более 25 км/ч.                                                                                  

Два жёлтых — Разрешается проследование светофора со скоростью не более 35км/ч, поезд следует с отклонением по стрелочному переводу, следующий светофор закрыт.

Два жёлтых, из них верхний мигающий — Разрешается проследование светофора со скоростью не более 35км/ч, поезд следует с отклонением по стрелочному светофору, следующий светофор открыт.

Один жёлтый мигающий — Разрешается движение с установленной скоростью на деповские пути, попутные светофоры открыты (выезд из тоннеля на парковые пути депо).

Один красный и один жёлтый — Стой!  Запрещается проезжать сигнал. (на указателе АЛС будет показание разрешенной скорости движения «40») (на конечной станции позволяет подъехать к маневровому светофору). Через 5 секунд после остановки у сигнального знака «Остановка головного вагона», показание красный с желтым станет просто красный и на указателе АЛС появится показание «0». Система АРС сработает на тормоз. Если вместо красного с желтым подать красное показание, то система АРС остановит состав на пол станции.

Один красный огонь — Стой! Запрещается проезжать сигнал. (на указателе АЛС будет показание «0» и начнется торможение от АРС, состав будет остановлен примерно за 50 метров до красного светофора).

Один синий огонь — Разрешается движение по сигналам указателя АЛС в кабине управления поездом.   Для поезда с отключенными устройствами АРС-АЛС или необорудованного устройствами АРС-АЛС сигнал светофора один синий огонь —  Стой! Запрещается проезжать сигнал.

Запрещается проезд светофора с красным огнём, с показанием один красный и один жёлтый огонь, с непонятным показанием, светофора с погасшими огнями, кроме нормально погашенных (резервный светофор, отключенная автоблокировка на линиях, где АРС-АЛС является основным средством сигнализации, повторительный светофор).

 

Пригласительный сигнал.

 

Светофоры полуавтоматического действия должны быть оборудованы пригласительными сигналами. На парковых путях допускается применение маневровых светофоров без пригласительных сигналов (карликовые светофоры ( Д-1,Д-2, и т.д.)  Пригласительный сигнал – один лунно-белый мигающий – загорается при запрещающем показании светофора,  разрешает поезду, после остановки и доклада поездному диспетчеру, после получения от диспетчера подтверждения о принятии вашего сообщения словами ПОНЯТНО,  проследовать светофор с запрещающим показанием (красный огонь, один красный и один жёлтый огни, погасшие огни, непонятное показание) -- со скоростью не более 20 км/ч, с нажатой педалью бдительности – до появления разрешающего показания АЛС в кабине управления, а поезду с неисправными устройствами АРС-АЛС или необорудованного устройствами АРС-АЛС, а также на линиях, не оборудованных устройствами АРС-АЛС, до следующего светофора.

Пригласительный сигнал размещают в светофорной головке, на мачтовых светофорах под основной головкой светофора. Допускается применение немигающих пригласительных сигналов в виде фонаря прямоугольной формы с надписью «20 км/ч» молочно-белого цвета (устарело).

 

Порядок проезда светофоров автоматического действия с запрещающим показанием (это самые простые светофоры)

 

   В исключительных случаях проезд светофора и приём поезда на станцию или отправление со станции при запрещающем показании (красный, один красный и один жёлтый, погасшие огни, непонятное показание), входного, выходного, проходного светофора автоматического действия, после остановки, доклада диспетчеру и  получения от него подтверждения, что вас поняли, словами ПОНЯТНО,  допускается со скоростью не более 20 км/час, при нажатой педали бдительности, до появления разрешающего показания АЛС, а поезда с неисправными устройствами АРС-АЛС или необорудованного устройствами, а также на линии, не оборудованной устройствами АРС-АЛС, со скоростью не более 20 км/ч до следующего светофора за исключением предупредительного.

 

Порядок  проезда  светофоров  полуавтоматического  действия с запрещающим  показанием (входные, выходные)(это самые главные светофоры).

После остановки перед светофором с запрещающим показанием и доклада диспетчеру, допускается по пригласительному сигналу, а при его неисправности –  по устному приказу ДЦХ или письменной копии приказа поездного диспетчера (письменная копия приказа поездного диспетчера выдается дежурной по станции предыдущей станции) со скоростью не более 20 км/час при нажатой педали бдительности до появления разрешающего показания АЛС, а поезда с неисправными устройствами АРС–АЛС или необорудованного устройствами АРС-АЛС, а также на линии не оборудованной устройствами АРС-АЛС, со скоростью не более 20 км/ч до следующего светофора, за исключением предупредительного. В пути следования необходимо следить за состоянием пути, следовать с особой бдительностью и готовностью остановиться перед препятствием или впереди остановившемся поездом.

 

Порядок  проезда  маневровых светофоров  полуавтоматического  действия с запрещающим  показанием  (это светофоры средней значимости, т.к. маневры производятся всегда без пассажиров и с уменьшенной скоростью).

 

После остановки и доклада диспетчеру, допускается проезд по пригласительному сигналу, а при его неисправности (или отсутствии) по устному распоряжению поездного диспетчера (ДЦХ), или по устному распоряжению дежурного по блок-посту (посту централизации) (ДСЦП) под контролем поездного диспетчера (распоряжение дает тот, кто в данное время управляет стрелками и светофорами. Это может быть поездной диспетчер или дежурная по посту централизации той станции, которой принадлежит светофор), по ручному и/или звуковому сигналу дежурной по станции (ДСП), оператора блок-поста, дежурной по приему и отправлению поездов (ДСП п/о).  Перед подачей сигнала, машинист должен быть заранее предупрежден о маневровом передвижении. (Ручной сигнал подается тогда, когда нет контроля за положением остряков стрелок на пульте  и нужно визуально убедиться в каком положении стрелки, куда мы реально поедем).

Особенность проезда маневровых светофоров на парковых путях в том, что устное распоряжению  дает только ДСЦП под контролем ДЦХ (т.к. на парковых путях  ДЦХ не может управлять стрелками), а подача ручных и звуковых сигналов на проследование запрещающего показания маневрового светофора производится: 1).ДСЦП, 2).оператором ДСЦП, 3).дежурным стрелочного поста.

 

Автостопы.

 

     У светофоров устанавливаются путевые  электромеханические автостопы, которые должны автоматически вызывать экстренное торможение поезда при проезде светофора с запрещающим показанием. Электромеханические автостопы соединены с электродвигателем который поднимает или опускает шину автостопа. У светофоров, ограждающих малодеятельные маршруты и у маневровых светофоров на парковых путях, автостопы могут не устанавливаться. Скоба путевого автостопа устанавливается с правой стороны пути. Скоба путевого автостопа маневрового светофора на путях для оборота или отстоя состава устанавливается за изолирующим стыком этого светофора по ходу движения вперед на расстоянии от 0,7 до 1метра (т.е. машинист сначала проедет светофор, а потом сработает срывной клапан и будет экстренное торможение от автостопа. Перед маневровым светофором, по выводу состава с оборотного пути, может устанавливается дублирующий автостоп (дублирующий автостоп выносится на встречу движения, чтобы при попытке отправиться из-под оборота под красное показание маневрового светофора, дублирующий автостоп остановил состав до красного светофора не допуская его проезда). На тупиковых путях (в местах расстановки состава на ночь) устанавливаются инерционные автостопы. Инерционные автостопы также устанавливаются на главном пути по прибытии поезда на конечную станцию (скорость проследования инерционного автостопа не более 10 км/час.). Инерционные автостопы нужны, чтобы заставить машиниста не превышать скорость 10 км/час.

неподвижные (постоянные) шины автостопа устанавливаются в тупиках перед тупиковыми упорами и в депо у места остановки состава на канаве, чтобы состав не въехал в стену, если машинист не рассчитает тормозной путь.

 

Порядок проезда заграждающего положения скобы путевого автостопа (электромеханического или постоянного).

 

     Проезд скобы производится со скоростью не более 5 км/ч (по возможности с отключенными тяговыми двигателями) и нажатой педалью безопасности. При проезде шины автостопа происходит экстренное пневматическое торможение. После остановки поезда машинист отключает рукоятку контроллера реверса основного, после закрытия срывного клапана – включает КРО (контроллер реверса основной).

(Если срывной клапан не закрылся, необходимо сорвать пломбу и отключить кран К-35 (этот кран отключает срывной клапан, чтобы  не было утечки воздуха из тормозной магистрали.  Доложить о неисправности поездному диспетчеру, продолжить движение со скоростью не более 35 км/ч, на ближайшей станции высадить пассажиров и следовать в ближайший тупик, чтобы не мешать другим поездам).

 

Назначение светофоров.

 

По назначению светофоры подразделяются на:

 

Входные — разрешают или запрещают поезду следовать с перегона на станцию;

Выходные — разрешают или запрещают поезду отправиться со станции на перегон;

Проходные — разрешают или запрещают поезду проследовать с одного блок-участка  на другой (блок-участок – это участок пути между двумя светофорами);

Повторительные — повторяют показания основного светофора, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается; Имеют табличку с обозначением того светофора, показания которого они повторяют, с добавлением на табличке одной наклонной полосы; - / (сколько букв «Е» в названии светофора, столько полосок на табличке с названием светофора).

Резервные — нормально - погашены и сигнального значения не имеют.

Устанавливаются на правосторонней кривой в створе с основным светофором. Включаются при погасании сигнальных огней на основном светофоре. Имеет обозначение основного светофора с добавлением таблички с двумя наклонными полосами.-  // 

Предупредительные — предупреждают о показании впереди расположенного основного светофора. Предупредительный светофор имеет обозначение основного светофора с добавлением таблички с тремя наклонными полосами- ///  Предупредительными светофорами подаются сигналы—

- один зелёный — разрешается движение с установленной скоростью, основной светофор открыт;

- один жёлтый — разрешается движение с готовностью остановиться, основной светофор закрыт.

Предупредительные светофоры не имеют красного показания и не имеют автостопа. 

Маневровые — разрешают или запрещают производить манёвры. Маневровыми светофорами подаются сигналы:

-один лунно-белый огонь — разрешается производить манёвры с установленной скоростью;

-два лунно-белых огня — разрешается производить манёвры на парковых путях до следующего светофора в направлении главных путей (выезд на линию).

Один светофор может совмещать несколько назначений (выходной и маневровый, выходной и ограждения металлоконструкции) (и называется, например, выходной совмещенный с маневровым).

 

Ручные сигналы.

 

Ручные сигналы могут подаваться ручным фонарём (красным, жёлтым, зелённым, белым огнём), ручным диском или просто рукой.

Двинуться к подаваемому сигналу - движением вправо влево вытянутой над головой правой руки.

Двинуться от подаваемого сигнала – движением вправо влево опущенной вниз руки. 

Стой — движением по кругу;

Тише – требование уменьшить скорость – медленным движением вверх и вниз вытянутой в сторону руки;

- Произвести пробное пневматическое торможение — поднятой вертикально вверх правой рукой, ладонью вперед;

- Отпустить пневматические тормоза — движением вытянутой руки перед собой на уровне груди вправо влево по горизонтальной линии (ладонь направлена вниз); 

                 

                      Подача сигналов дежурным по станции.

 

- Поезд  готов к отправлению — поднятый вертикально вверх в вытянутой руке ручной диск, окрашенный в белый цвет с чёрным кругом в центре;

Для поезда, высадившего пассажиров, сигнал «Разрешаю закрыть двери поезда».

- Для остановки поезда, следующего через станцию без остановки — движением по кругу ручного диска красного цвета на вытянутой руке.

- Для безостановочного пропуска поезда с пассажирами—движением над головой ручного диска, окрашенного в белый цвет с чёрным точкой в центре;

- Открыть двери в поезде — движением рук, сходящихся над головой.

 

ПТЭ - правила технической эксплуатации.

 

     ПТЭ - устанавливают основные положения и порядок работы метрополитенов и их работников; основные размеры, нормы содержания сооружений, устройств и подвижного состава и требования, предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы сигнализации.

Основными обязанностями работников метрополитена являются:

- выполнение заданных объёмов перевозок пассажиров при обеспечении безопасности движения;

- эффективное использование технических средств;

Точное и неуклонное выполнение ПТЭ обеспечивает слаженность всех звеньев метрополитена, чёткую и бесперебойную работу и безопасность движения.

Работники метрополитена должны обеспечивать безопасность пассажиров, быть вежливыми и предупредительными, должны быть одеты по форме, соблюдать правила по технике безопасности.

Лица, поступающие на метрополитен должны пройти профессиональное обучение и профессиональный отбор, выдержать испытания и проверяться в знании: ПТЭ, инструкции по сигнализации (ИСИ), инструкции по движению поездов (ИДП), должностных инструкций, правил по охране труда, пожарной безопасности, пройти медицинское освидетельствование.

Запрещается выполнение обязанностей в состоянии алкогольного, токсического и наркотического опьянения, выявленные нарушители немедленно отстраняются от работы и привлекаются к ответственности. 

 

Связь.

 

На всех линиях должны быть: поездная радиосвязь (рация в кабине машиниста для связи с поездным диспетчером), поездная диспетчерская (селекторная связь с поездным диспетчером). Все, кто имеет селектор, (ДСЦП, линейные пункты, ДДЭ) слышат все переговоры с ДЦХ. Тоннельная диспетчерская (это телефоны в тоннеле), электродиспетчерская (связь с электроподстанцией, чтобы заказать снятие или подачу высокого напряжения), стрелочная (связь по телефону из тоннеля или со станции с дежурным по посту централизации, оперативная (это телефон связи с коммутатором, вам отвечает девушка и она может вас связать со всеми, кто имеет оперативный телефон), административно-хозяйственная связь  (это обычный городской телефон), маневровая (это переносные радиостанции, которые используются при маневрах на парковых путях депо) и другие….

УКПТ — устройства контроля за проходом людей в тоннели. При проходе с платформы в тоннель стоят инфракрасные датчики, которые срабатывают при проходе посторонних в тоннель. В этом случае на станции начинает импульсно гудеть «Ревун» и мигает белая лампа. Через минуту «Ревун» отключается, а лампа продолжает мигать. (часто бывают ложные сработки, например, пролетела газета, полиэтиленовый пакет). После проверки инструктором отсутствия посторонних в тоннеле, дежурная по станции перезапускает систему УКПТ.

ПОНАБ — приборы обнаружения нагрева букс колёсных пар. При отправлении со станции Авиамоторная 1-ый главный путь. Примерно в 50 метрах от платформы. В тоннеле на пути, справа и слева от рельсов стоят датчики, которые измеряют нагрев букс проходящих поездов. Информация о перегреве буксы поступает к поездному диспетчеру и уже он сообщает машинисту на каком вагоне (по счету от головы), с какой стороны и какой номер перегретой буксы.

КГУ— контроль габарита подвагонного оборудования подвижного состава. За 50 метров перед станцией «Шоссе Энтузиастов» по 1-му и 2-му пути, между рельсами, на высоте головок рельсов установлена металлическая рейка по которой пропущено электричество. Если проходящего состава свисают провода, кожуха аппаратов или другие элементы подвагонного оборудования, то рейка будет сбита, электрическая цепь будет нарушена и тогда выходной светофор на станции «Шоссе Энтузиастов»  станет красным. Машинист высаживает пассажиров и уезжает в тупик.

АСНП – автоматическое считывание номера поезда (эта система позволяет поездному диспетчеру видеть,  на какую станцию прибыл состав, какого маршрута, опаздывает ли он и на сколько, едет он на основном управлении или на резервном, включена у него АРС или отключена.

Устройства электроснабжения.

Должны обеспечивать надёжное электроснабжение п/состава. Напряжение на шинах тяговой подстанции должно быть не более 975В, а на токоприёмнике подвижного состава не менее 550В.

Контактный рельс должен обеспечивать бесперебойный токосъём при установленных скоростях движения в любых атмосферных условиях.

Контактный рельс разделяется на фидерные зоны неперекрываемыми (токоприёмниками одного вагона) воздушными промежутками длинной не менее 14 метров. Такие воздушные промежутки располагаются в местах следования поездов с отключенными тяговыми двигателями, а по главным путям на подходах к станции — на расстоянии не более 50м от начала пассажирской платформы. В местах расположения стрелочных переводов и металлоконструкций должны быть перекрываемые токоразделы - воздушные промежутки контактного рельса длинной не более 10 метров (от токоприемника до токоприемника расстояние равно 12600 мм). При проходе перекрываемого токораздела, на вагоне не прерывается подача высокого напряжения и можно ехать с включенными тяговыми двигателями.

 

Средства сигнализации при движении поездов.

 

Основным средством сигнализации при движении поездов является — 

  (1)  автоблокировка с автостопами и защитными участками (Арбатско-Покровская и Филевская линии).

Защитный участок—это расстояние от скобы путевого автостопа данного светофора до конца участка пути, ограждаемого предшествующим светофором (это тормозной путь, который пройдет состав, если проедет запрещающее показание светофора).

(2) Автоблокировка с автостопами и защитными участками, дополненая устройствами АРС-АЛС (смешанная система) (Кольцевая, Калужско-Рижская, Таганско-Краснопресненская, Горьковско-Замоскворецкая линии) - движение поездов производится по показаниям светофоров со скоростью не более указанной сигнальным показанием АЛС в кабине управления.(наличие системы АРС-АЛС позволяет работать в одно лицо без помощника машиниста).

(3) Устройства АРС-АЛС, оборудованные дублирующими автономными устройствами АРС (ДАУ-АРС) — (Серпуховско-Тимирязевская, Сокольническая линии) без автостопов и защитных участков — движение поездов производится по сигнальным показаниям АЛС в кабине и показаниям светофоров полуавтоматического действия. Сигнальные огни светофоров автоматического действия нормально отключены. При неисправности АЛС-АРС нужно дать заявку на включение сигнальных огней светофоров автоблокировки. При этом включаются нормально погашенные светофоры автоматического действия (это выходные светофоры со станции). В этом случае входные, выходные и маневровые светофоры полуавтоматического действия вместо синего будут иметь показания зеленый, желтый, лунно-белый, как должно быть при автоблокировке.

Устройства АРС-АЛС, дополненные устройствами ограничения скорости (УОС) и резервными устройствами АРС (АРС-Р) — АРС-Д(Днепр) — Люблинская, Сокольническая линии.

 

Значения сигналов, подаваемых указателями АЛС.

 

- цифровое показание — 40 (желтого цвета), -60-70-80 (зеленого цвета) — Разрешается движение со скоростью, не превышающей указанную сигнальным показанием  АЛС.

- цифра «0», буквы ОЧ; НЧ - отсутствие (нет частоты) красного цвета означают -  Стой! Требуется остановка. Впереди занят путь, неисправность путевых, поездных устройств АРС-АЛС, излом рельса.

- чередующиеся показания «О» и «ОЧ» с интервалом 1 секунда - Сигнал абсолютной остановки (может быть отключен дежурной по посту централизации).

Исключает движение поезда с нажатой педалью бдительности (ПБ), каждый раз, как меняется показание с «0» на «ОЧ» и обратно, происходит сработка АРС на тормоз.

 

Скорости движения поездов.

Не более 35 км/час - на линии, где основным средством сигнализации при движении поездов является АРС-АЛС, при следовании с отключенными устройствами АРС-АЛС и дублирующего автономного устройства (ДАУ-АРС, АРС-Р), при управлении локомотивной бригадой(машинист с помощником) при нажатой ПБ по сигналам светофоров автоблокировки;

- на линии, где основным средством сигнализации при движении поездов является АРС-АЛС, при следовании поезда, не оборудованного устройствами АРС-АЛС, под управлением локомотивной бригадой (в два лица) по сигналам автоблокировки;

- при следовании вспомогательного поезда с неисправным поездом на линии, где основным средством сигнализации является автоблокировка с автостопами и защитными участками;

- при перекрытии концевых кранов тормозной магистрали между вагонами с сохранением от двух третей до половины пневматических тормозов поезда в головной части и управлении пневматическими тормозами и тяговыми двигателями из головной кабины при наличии на вагонах действующих стояночных тормозов или при управлении поездом локомотивной бригадой;

- при следовании вспомогательного поезда с неисправным поездом на линии, где основным средством сигнализации при движении поездов является АРС-АЛС; только с разрешения поездного диспетчера.

- при следовании в неправильном направлении поезда при управлении локомотивной бригадой на перегоне (участке),где организовано двухстороннее движение;

-при движении по стрелочному переводу на отклонённый или с отклонённого пути(например, по лунно-белому показанию светофора или по двум желтым), а также по глухому пересечению;

-при проследовании платформы станции без остановки;

- при затоплении пути на уровне подошвы рельс в тоннеле;

-при управлении тормозами и тяговыми двигателями не из головной кабины (только там, где основным средством сигнализации является автоблокировка с автостопами);

- при приёме или отправлении пассажирского поезда при лунно-белом огне маневрового светофора;

- при следовании поезда (состава) с отжатыми токоприёмниками;

- при  следовании поезда (состава) с отключенным УАВА (т.е. отключен срывной клапан);

- при наличии на колёсной паре ползуна (выбоины) глубиной от 1,0мм до 2,5мм;

- при сработке ПОНАБ (прибор обнаружения нагрева букс);

не более 20 км/час - при сигнальном показании АЛС «О» или ОЧ (НЧ) в кабине управления поездом;

- на линии, где основным средством сигнализации при движении поездов является АРС-АЛС, при следовании поезда с отключенными устройствами АРС-АЛС и ДАУ-АРС(АРС-Р),при нажатой педали бдительности в одно лицо без помощника машиниста;

- при следовании вспомогательного поезда с неисправным поездом на линии, где основным средством сигнализации при движении поездов является АРС-АЛС;

- при движении в неправильном направлении;

- при проследовании места, ограждённого переносными сигналами уменьшения скорости, если нет письменного предупреждения или приказа начальника метрополитена или в приказе не указана скорость;

- при затоплении пути наземного участка на уровне подошвы рельсов;

- при отключении половины пневматических тормозов или следовании вспомогательного поезда с неисправным, пневматические тормоза которого не задействованы, а движение производится на спусках более 0,040;

не более 15 км/час — при движении колёсной пары с ползуном (выбоиной) глубиной от 2,5 до 4,0мм;

- придвижении по парковым путям депо;

не более 10 км/час — в пределах пассажирской платформы при приёме поезда на путь станции в неправильном направлении или при приёме поезда на частично занятый путь станции в правильном направлении;

- при движении поезда с заклиненной колёсной парой;

- при затоплении пути выше уровня головок рельсов;

- при движении поезда на участке, если видимость сигналов светофоров не превышает 10метров;

- при движении на ложной тележке;

  не более 5 км/ч--при проследовании заграждающего положения скобы путевого автостопа;

- при подходе на расстояние 10метров к п/составу, тупиковому упору или другому препятствию;

- при движении с заклиненной колёсной парой по стрелкам, глухому пересечению;

 

Подвижной состав.

 

     Должен содержаться в исправном состоянии, обеспечивающим его бесперебойную  работу и безопасность движения. Подвижной состав должен быть оборудован автоматическими пневматическими тормозами, электрическими тормозами и стояночными (ручными) тормозами.

Запрещается эксплуатировать подвижной состав — у которого неисправны:

-пневматические, электрические, стояночные или ручные тормоза;

- автосцепные устройства,

- сигнальные приборы (белые и красные фары, манометры, вольтметры и амперметр, сигнальные лампы, мониторы, видеокамеры заднего вида);

- устройств АРС-АЛС,

- поездной радиосвязи, радиооповещения, экстренной связи пассажир-машинист,

-  с трещиной в деталях п/состава,

- без технического осмотра и готовности в специальном журнале.

 

Пути метрополитена.

 

Пути метрополитена делятся на главные – это пути перегонов;

- главные станционные – продолжение главных путей в пределах платформы станции;

- станционные пути  - пути для оборота и отстоя подвижного состава в пределах границы станции, соединительные ветви, парковые пути;

- пути специального назначения - пути строящихся линий.

 

Обязанности машиниста и помощника машиниста.

 

-следить за свободностью пути, сигналами, положением стрелок, повторять вслух показания светофоров, указанных в приказе начальника метрополитена и требующих остановки и уменьшения скорости, проявлять внимание и бдительность при наличии запрещающего показания светофоров и АЛС, быть готовым немедленно остановить поезд, если встретится препятствие. Перед станцией, перед стрелочными переводами, перед запрещающим светофором, на парковых путях помощник машиниста встает и берется за стоп-кран. Помогает машинисту при приемке и сдачи состава.

Запрещается отвлекаться, превышать скорости, отключать исправные приборы  безопасности (АРС-АЛС, УАВА, и другие опломбированные тумблера, переключатели, краны)

Запрещается машинисту приводить поезд в движение без команды помощника машиниста.   

                                                                                                                                   

Общие сведения об охране труда, правилах пожарной безопасности и электробезопасности.

 

Общие положения.

 

     Работники, связанные с эксплуатацией  п./с обязаны знать и строго соблюдать инструкцию по охране труда. За нарушение инструкции  по охране труда, работники могут быть привлечены к дисциплинарной  или уголовной ответственности. В целях предупреждения нарушения правил охраны труда, на производстве должны проводиться  инструктажи, обучение и проверка знаний по охране труда. Работники, впервые пришедшие на работу в депо, проходят вводный инструктаж по охране труда у инженера по охране труда. В нем работник знакомится с опасными факторами депо, с распорядком дня, расписывается за ознакомление с инструктажем.

   Когда работник приходит непосредственно на свое рабочее место, мастер или машинист инструктор проводит с ним первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, в котором разъясняются особенности охраны труда по выбранной профессии.

   Чтобы работник не забывал правила охраны труда, один раз в три месяца проводится повторный инструктаж.

   Когда на производстве возникает травматический случай, то для исключения подобных неприятностей проводится внеплановый инструктаж по данному случаю.

   Когда работнику приходится делать не свою работу (например разгрузка машины, уборка снега), с ним проводится целевой инструктаж, где объясняются опасности и правила выполнения новой работы.

 

Основные опасные факторы в электродепо.

 

- Помещение электродепо, где располагаются составы, относятся к помещениям с повышенной опасностью, потому что там есть высокое напряжение, которое невозможно отгородить от людей. Когда состав выходит на линию, на палец токоприемника 3-го  вагона подается высокое напряжение. Надеть защитные щитки на состав, который будет двигаться и выезжать  на линию невозможно. Удочка надета на палец с одной стороны, а под напряжением оказываются токоприемники всего вагона с обеих сторон. Электричество не имеет запаха, звука, цвета, это придает повышенную опасность для людей.

- движущиеся поезда, электрокары создают опасность. По пожарному проезду запрещено ходить. Если при приеме или выдачи состава из депо, дежурный по депо дал свисток, то запрещается переходить путь перед составом.

- Наличие глубоких канав, это тоже опасный фактор. Запрещается прыгать в канаву и через канаву, нужно пользоваться переходными мостиками и спускаться по ступенькам. Запрещается находиться в канаве при выдаче или  заходе состава на эту канаву. Спускаться в канаву под состав разрешается только в головном уборе. Нельзя переходить из вагона в вагон, если вагоны расцеплены, нельзя садиться в вагон через автосцепку.

- Наличие смазки на полу требует осторожности. Промасленные тряпки складываются в металлические контейнеры  с крышкой.

- Наличие станка по обточке колесных пар, требует осторожности при нахождении на 11-ой канаве, т.к. районе станка много металлической стружки, которая может испортить обувь, а летом порезать ноги.

 

Порядок подачи и снятие напряжения в эл. депо, на  парковых путях, ПТО, линии.

 

 Порядок подачи и снятия напряжения в электродепо.

 

Ежегодно приказом начальником депо утверждаются 2 списка лиц:

Список №1-работников имеющих право подачи высокого напряжения в Эл. депо.

      В состав списка входят дежурные по Эл. депо и лица их заменяющие(10-15 человек).В списке указывается: ФИО, должность, образец подписи работника.

 Список №2.- работников, имеющих право дачи заявки на подачу высокого напряжения.

       В состав списка входят работники которым  для проведения работ по ремонту  и  обслуживанию п./состава  (ст. мастера, бригадиры, эл. механика ит.д.) В списке указывается: ФИО, должность, образец подписи работника.

Кроме этого списка право дачи  заявки на подачу высокого напряжения имеют машинисты- инструктора и машинисты.

 

  Подача напряжения на составы (вагоны) в Эл. депо производятся на основании письменной заявки в журнале подачи высокого напряжения. Срок действия заявки на подачу высокого напряжения 10 мин. (Затем нужно заявку повторить).

  Перед подачей высокого напряжения дежурный  по депо или его помощник должен

  убедиться:

- в наличии и правильности оформлении заявки.

- в наличии ограждений токоприемников вагонов защитными щитами.

- что передвижные кабели (удочки) соединены с контактными пальцами токоприемников.

- что прекращены все работы на вагонах и удалены люди вокруг состава, из-под состава.

- в отсутствии на рукоятке разъединителя предупредительного плаката красного цвета

 «НЕ ВКЛЮЧАТЬ - РАБОТАЮТ ЛЮДИ», этот плакат снимает тот, кто повесил или его начальник, с обратной стороны плаката написана должность того, кто повесил.

- отсоединен заземляющий кабель и снята с рукоятки рубильника синяя табличка «Заземлено».

 

  Непосредственно перед подачей высокого напряжения дежурный  по депо или его помощник должен:

 

- произвести в журнале подачи напряжения запись о подаче высокого напряжения

- включить звуковую сигнализацию продолжительностью не менее 10сек. (звонок, чтобы люди, производящие шумную работу, прекратили шуметь и слушали громкоговорящее оповещение, на какую канаву подадут высокое напряжение ).

- дважды по громкоговорящему оповещению объявить: «Внимание! На №_ пути подается высокое напряжение»

- дополнительно убедится в отсутствии людей под вагонами и около них.

- включить тумблером красные сигнальные лампы (мигающие в канаве и над канавой).

- убедиться в исправной работе световой сигнализации.

- включить разъединитель (трансшальтер, высоковольтный рубильник ) и проверить, что ножи вошли а контактные щеки.

 

            Признаки наличия высокого напряжения на составе (вагоне) в электродепо

                                                   

-          наличие письменной заявки на подачу высокого напряжения;

-          снята удочка с заземляющего пальца;

-          токоприемники огорожены предохранительными щитками;

-          горят красные лампы (мигают) световой сигнализации;

-          удочки соединены с контактными пальцами токоприемников;

-          включен разъединитель (высоковольтный рубильник);

-          работает мотор-компрессор

 

При наличии хотя бы одного из признаков, состав считается под высоким напряжением.

 

 

Признаки отсутствия напряжения на составе при работе на линии

 

наличие приказа поездного диспетчера о снятии напряжения;

-          высоковольтный вольтметр в кабине управления  показывает «0» (кроме того не горит на пульте контрольная лампа наличия высокого напряжения);

-          не работает мотор-компрессор от кнопки резервного включения;

-          не горит освещение в салонах вагонов;

 

Основные положения по охране труда при ремонте и осмотре п/с

 

     Перед началом работ необходимо обращать внимание на предупреждающие, запрещающие, предписывающие и указательные знаки, плакаты и надписи по охране труда, вывешенные на рабочих участках, нанесенные на электрических аппаратах вагонов и соблюдать изложенные в них требования.

Необходимо знать – какие электрические аппараты, приборы и электрические машины на вагонах находятся под напряжением.

Опасным для жизни человека напряжением является напряжение от 50 Вольт и выше, при неблагоприятных условиях – от 12 Вольт и выше.

Наиболее опасными аппаратами являются токоприемники и незаземленная аппаратура вагона.

Все работы на подвижном составе должны производиться слесарями только при снятом высоком напряжении, при отключенных аккумуляторных батареях и вынутых плавких предохранителях батарей на всех вагонах состава. Работы должны выполняться только исправным инструментом с клеймом инструментально – раздаточного участка.

Перед пользованием защитными средствами работник обязан проверить :

-          их исправность и отсутствие внешних повреждений;

-          для какого напряжения допустимо применение данного средства и срок его периодического испытания;

Защитные средства, не отвечающие данным требованиям использовать запрещается.

 

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА МЕТРОПОЛИТЕНЕ

Основные положения "Правил пожарной безопасности включают в себя следующее:

Ответственности за пожарную безопасность электропоезда, находящегося на линии, возлагается на машиниста поезда. (Его задача при обороте состава по конечной станции следить, чтобы в каждом вагоне было два огнетушителя. В случае кражи огнетушителя, машинист обязан взять на линейном пункте у машиниста-инструктора запасной огнетушитель и поставить вместо украденного. Написать рапорт начальству о случае кражи.

Ответственность за обеспечение выхода на линию технически исправного и укомплектованного средствами пожаротушения электропоезда возлагается на мастера комплексной бригады, (см. ПТЭ 14,7).

 Локомотивные бригады (машинисты), обязаны знать и строго выполнять требования правил пожарной безопасности и уметь правильно применять первичные средства пожаротушения(( к первичным средствам пожаротушения относятся огнетушители).

Работники, обнаружившие задымление, загорание или пожар, обязаны немедленно сообщить об этом, с указанием точного места и предварительной установленной причины их возникновения поездному диспетчеру, дежурному по электродепо, и принять меры к ликвидации очага имеющимися на объекте средствами пожаротушения.

Прежде чем приступить к ликвидации задымления, загорания или пожара на электроустановках работнику следует принять необходимые меры защиты от поражения электрическим током, для чего установленным порядком лично обесточить аппараты электрооборудования. Надеть диэлектрические перчатки. (При пользовании порошковым огнетушителем надеть защитные очки и респиратор, высадить пассажиров или перевести их через торцевые двери в соседние вагоны).  Снять огнетушитель с кронштейна, оторвать пломбу, которая фиксирует чеку, выдернуть чеку, которая фиксирует рычаг включения огнетушителя. Направить шланг (или раструб) на очаг загорания и нажать   на рычаг. Углекислотный и порошковые огнетушители работают 8 – 9 секунд. Воздушно-эмульсионный огнетушитель работает 15 секунд и его разрешается использовать для тушения электроустановок и кабелей без снятия высокого напряжения до 10 000 Вольт включительно. Порошковые огнетушители ОП-5 и углекислотные ОУ-5 сейчас меняют на ОП-4 и ОУ-3 соответственно. Их параметры остались прежними.

Курение в кабине машиниста – ЗАПРЕЩЕНО!

На  печах, установленных,  а кабинах  машиниста, и  вблизи  них  не допускается размещение горючих материалов.

Перед выходом пассажирского поезда на линию, помимо технического осмотра, он должен быть осмотрен в части пожарной безопасности. При осмотре особое   внимание   следует  обращать   на   исправность   электрооборудования, отопление, чистоту, наличие и исправность первичных средств пожаротушения, связи "пассажир-машинист", системы "ИГЛА*.

В каждом вагоне поезда (состава) должны быть установлены первичные средства пожаротушения - огнетушители. углекислотные-ОУ-5, порошковые ОП-5, воздушно  эмульсионные ОВЭ-6 (только в кабине).

Тип  и  расположение огнетушителей  в головных и  промежуточных вагонах определено в местных инструкциях по электродепо.

Огнетушитель считается исправным, если он: опломбирован и имеет бирку с датой проведенного освидетельствования и Технического обслуживания, отсутствуют трещины на корпусе и головке огнетушителя, стекло манометра не разбито.

Огнетушители ОУ-5, ОП-5 и ОВЭ-6 освидетельствуются не реже одного. раза в год, при этом на бирке, прикрепленной к огнетушителю проставляется дата последнего освидетельствования.

Наиболее опасными с точки зрения пожароопасности на электроподвижном составе являются:

-  тяговый электродвигатель;

-  ящики с электроаппаратами    и    высоковольтными    электромагнитными        

   контакторами, аккумуляторной батареей;

-  отсек с предохранителями вспомогательных высоковольтных цепей и панель с  

   автоматическими выключателями;

-  клеммовые рейки, автосцепка;

-  буксы колесных пар.

 

Характеристика условий и режима работы машиниста и помощника машиниста.

 

Машинист и помощник машиниста должны своевременно знакомиться с графиком работы, нарядами, расшифровкой смен.

Началом работы является время указанное в наряде.

Перед заступлением на смену л/бр. (машинист) должны ознакомиться с документами, вышедшими за время их отсутствия и расписаться об этом в «Журнале ежедневного инструктажа».

Продолжительность рабочего дня определяется графиком работы или нарядом. Машинисты и помощники машиниста., которых не сменили в установленное время, сообщают об этом ДЦХ (поездному диспетчеру) и не имеют права самостоятельно оставлять рабочее место.

            В разбивке смен для л/бр. (машинистов) применяются следующие смены:

            «1» – ранняя смена  ( заступление с  6.20 до 8.00 и окончание с 12.30  до 14.00);

            «2» – дневная смена ( заступление с 8.00 до 11.00 и окончание с 14.00  до 18.00);

            «3» – вечерняя смена ( заступление с 13.00  до 15.00 и окончание с 19.00 до 22.00);

            «4» – ночная смена  ( заступлене с 16.00 до 18.00 и окончание с 0.00 до  2.30)

              1 с ночи (заступление с 4.45 до 5.30 и окончание с 8.30  до 9.30)

В ночь машинист должен отработать 8 часов, а утром с ночи 4 часа. Итого 12 часов за 2 дня, т.е. по 6 часов на каждый день.

            Резерв бывает ранний, дневной и ночной(7.00-14.00,  12.00-18.00, 17.00-1.00).

Максимальная продолжительность работы машиниста – не более 8часов 30 минут.

Минимальный перерыв между сменами должен быть вдвое больше отработанной ранее смены.

Минимальный перерыв между сменами не может быть меньше 12 часов.

            Запрещается передавать управление поездом лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, токсического, наркотического опьянения.

            При потере машинистом способности управлять поездом помощник машиниста  с правами управления  обязан остановить поезд, доложить ДЦХ, вызвать резервного машиниста или ТЧМ (машиниста-инструктора), довести  поезд до ближайшей станции, высадить пассажиров, передать машиниста ДСП (дежурной по станции).

            П\маш. без прав управления обязан остановить поезд, доложить ДЦХ и затребовать вспомогательный поезд.

            Машинист и пом./маш. обязаны точно и беспрекословно выполнять требования ПТЭ, ИПС, ИДП, правила по ТБ, должностной инструкции и других инструктивных указаний, относящихся к работе локомотивных бригад.

 

Положение о талонах предупреждения.

         Талоны предупреждения являются мерой не административного, а предупредительного воздействия на л/б(машиниста).

            Существует три талона предупреждения:

-          №1 с зеленой полосой;

-          №2 с желтой полосой;

-          №3 с красной полосой.

Лишение талона не является дисциплинарным взысканием, а формой профилактической работы.

В рабочее время талон предупреждения должен находится у машиниста (помощника машиниста). Талон №2 выдается после изъятия талона №1. Талон №3 выдается после изъятия талона №2.

            Талоны №1 и №2 изымаются за нарушения:

-          ПТЭ, ИДП, ИПС;

-          инструкции о приемке и сдачи подвижного состав, работе на линии и на маневрах;

-          инструкции по выходу из случаев неисправности на подвижном составе;

-          распорядительных документов (инструктажей, решений протоколов, приказов);

-          правил по технике безопасности и пожарной безопасности.

-          талон №3 в депо не изымается.

Талон №1 возвращается через 1 год при отсутствии дисциплинарных взысканий за это время. Талон может быть возвращен досрочно по ходатайству ТЧМ (машиниста-инструктора), но не ранее чем через 3 месяца. Если у машиниста остался талон №3 с красной полосой, досрочное возвращение не предусмотрено.

После изъятия талона, машинист должен в течение 3-х дней явиться к заместителю начальника депо по эксплуатации для проведения собеседования. Должен написать «объяснительную» и получить у нарядчиков новый талон с желтой или красной полосой.

Если отбирается талон предупреждения, то машинист лишается части месячной премии.

Если отбирается талон предупреждения с желтой полосой, то машинисту назначается внеочередной экзамен по техническому минимуму. От отпуска отнимается 3 дня. С машинистом в два раза чаще проводятся аварийные игры и контрольно-инструкторские поездки. По приказу начальника депо этот машинист может быть переведен на работу в два лица с соответствующей оплатой

 

 

 

 

 

     Э л е к т р о д е п о  «Н о в о г и р е е в о»

     Г У П      М о с к о в  с к и й__м е т р о п о л и т е н

 

ТАЛОН ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ № 1

Машинисту электропоезда

 

      Фамилия__________________________________________________

 

      Имя, отчество______________________________________________

 

     Свидетельство на право управления электропоездами метрополитена

   

     №

 

     Выдано_______________________2012 г.

 

 

     М.П.                         Начальник электродепо

 

 

М а ш и н и с т,  п о м н и !

               За проезд запрещающего сигнала или появление на работе

               в нетрезвом виде Вы лишаетесь права управления электропоездом

 

ТАЛОН ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ №1

 

           Отобран_______________________2013 г._________________________

 

          за ___________________________________________________________

                                                                                                  (указать причину)____________________________________

                 ___________________________________________________________________________________________________________

  

          Подпись лица, отобравшего талон

 

           Занимаемая должность

 

 

 

Принципиальное устройство вагона метрополитена. Назначение и принцип работы приборов и аппаратов.

Электроподвижной состав метрополитена.

К подвижному составу относятся моторные вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров, специальные вагоны (технического назначения) и моторно-рельсовый транспорт для перевозки хозяйственных грузов, приводимый в движение от собственного источника двигателя внутреннего сгорания.

Моторный вагон приводится в движение электродвигателями, которые получают электроэнергию через токоприемники от контактного рельса.

Каждый вагон метрополитена состоит из механической и электрической части, а также пневматического оборудования.

К механической части вагона относятся кузов, рамы трёх тележек,   колесные пары, тяговый привод, рессорное подвешивание, тормозное оборудование и сцепные устройства. Колесные пары вагона приводятся во вращение тяговыми двигателями. Валы тяговых двигателей соединены с осями колесных пар компенсационными муфтами и зубчатыми передачами    (редукторами),а также передаточными механизмами. На вагонах  метрополитена получил применение индивидуальный тяговый привод, при котором каждая колесная пара приводится во вращение своим тяговым двигателем. На вагонах модели  «Русич» на 2-ой тележке (поддерживающей) тяговых двигателей  нет.  

                                                                                                                    

Для увеличения полезного объема пассажирского салона и безопасности   пассажиров все основное электрооборудование подвешено под кузовом вагона   на  его раме.

Тяговыми двигателями и другими электрическими аппаратами, находящимися  под напряжением контактной сети, управляют дистанционно из кабины машиниста. Система дистанционного управления применятся на всех вагонах метрополитена. В качестве источника питания системы управления используются  аккумуляторные батареи, установленные   на вагонах. 

Головные вагоны имеют кабину машиниста, в которой находятся основные аппараты управления поездом и кран машиниста. Это позволяет   управлять поездом из любого вагона и поэтому на конечных станциях  машинист лишь должен перейти из головного вагона в хвостовой, который при движении   поезда в обратном направлении становится головным. Пневматическое оборудование вагона создает запас сжатого воздуха, с помощью которого можно выполнять служебное и экстренное пневматическое торможение поезда, автоматическую работу   раздвижных дверей, электрических аппаратов, звукового сигнала, пневмоподвешивания, отжатия токоприёмников и пр.

В настоящее время на метрополитене эксплуатируются вагоны серии «Еж3» (на ТКЛ), вагоны серии 81-717(714) и модификации, в небольшом количестве на Каховской линии вагоны серии 81-720(721) «Яуза» и вагоны серии 81-740(741) «Русич» на Бутовской, Кольцевой, Филевской, Измайловской линиях. Вагоны модели 81-760/761 эксплуатируются в депо Новогиреево и Варшавское.

Подвижной состав предназначен для перевозки пассажиров, а также для выполнения определенного рода хозяйственных задач. Управление производится в "одно лицо" при наличии системы АРС, и в "два лица" - при ее отсутствии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий (facebook):
Комментировать через ВКонтакте:


контакты